Так, и рекомендации к таблице Мне прислал Петя:
Вот они:
Как работать с таблицей расчета САТ
Итак, файл SAT-2011.xls получен.
С помощью Вашей почтовой программы вы сохранили его в какой-либо папке Вашего компьютера.
Перво-наперво сделайте с полученного файла копию.
Это можно сделать в программе «Мой компьютер» с помощью правой клавиши мыши (ПКМ). В появившемся меню выберите «Копировать», после чего перейдите в нужную папку (или создайте новую). В свободном месте рабочей зоны окна открытой нужной (или новой) папки щелкните ПКМ и выберите «Вставить». Полученную копию файла лучше переименовать. Это можно сделать с помощью ПКМ и выбора Переименовать», или нажав <F2>.
Внимание! Переименовывать можно только имя файла! Расширение (символы «.xls») изменять нельзя! Это сразу же приведет к тому, что таблица работать не будет!
В дальнейшем пробы работы лучше производить с копией таблицы.
Таблица расчета САТ работает в программе MS Excel.
Это программа для работы с расчетными таблицами; она входит в состав любого пакета MS Office. Это значит, что если у Вас на компьютере есть такая программа, как Word, значит, установлен и Office. Если Office устанавливался корректно, то автоматом есть и Excel. Ну, а если Excel’а нет, то таблица просто не запустится и тут ничего не поделать: придется устанавливать Office.
Короче, считаем, что у Вас Excel есть.
Если в нужной папке Вы дважды щелкните левой клавишей мыши (ЛКМ) на значке (или имени файла) с таблицей САТ, то запустится ваша таблица. Все действия, описанные ниже, рекомендую выполнять с открытой таблицей и сией инструкцией перед глазами (для удобства можете ее распечатать).
Вначале давайте осмотримся.
Перед Вами – программа MS Excel с таблицей расчета САТ. Всё это окно устроено так:
верхняя, обычно синяя, полоса – заголовок (думаю, особых пояснений не требует);
ниже заголовка – меню (слова «Файл», «Правка», «Вид» и др.). При работе с таблицей САТ можно обойтись и без него;
еще ниже – панель инструментов «Стандартная» (кнопки с изображением листа бумаги папки, дискеты и др. Очень похожа на такую же в Word’е). В ней Вам обязательно потребуется кнопка «Сохранить» (дискета), а также окно «Масштаб» (в нем изначально установлено «100%»);
следующая – панель инструментов «Форматирование» (кнопки «Ж», «К», «Ч» и др.). Ее оставим в покое;
ниже – окно «Имя» и строка формул. Что в них написано, пока неважно. Где можно или нужно будет ими воспользоваться, расскажу попозже;
еще ниже – строка с буквами «S», «N», «U» и т. д. Это – заголовок имен колонок таблицы. Чтобы понять, что это такое, вспомните игру «морской бой». В ней Вы обозначали колонки буквами «А», «Б», «В» и т. д. Здесь – то же самое, только в латинице. Почему же начинается не с «А», а с «S»? Да просто потому, что это – окончание таблицы. Где начало – увидим немного попозже.
ниже начинается, собственно, таблица, то есть, то самое место, в котором Вам предстоит работать (вводить нужные данные);
под таблицей – панель навигации со вкладками «Лист 1», «Лист 2», «Лист3» (она нам не понадобится), а правее ее - горизонтальная полоса прокрутки. Понажимайте у нее кнопки: со стрелкой влево – доберетесь до начала таблицы (колонка А), со стрелкой вправо – до конца (колонка AD, дальше не имеет смысла, дальше – пустота, «космос»);
аналогично работающая, но вертикальная полоса прокрутки расположена справа от таблицы. Поработайте с ней. Полагаю, на этом вопрос с навигацией по таблице можно закрыть. Учтите только одно: само «полотно» Excel’а для работы с таблицами очень большое, но Вам будет требоваться только зона таблицы, то есть, колонки от А до AD и строки от 1 до 38;
вот так мы с Вами по ходу дела нашли и номера строк. Это – самая левая колонка на экране. Теперь уже – все точно как в большом «Морском бое»;
из интерфейса осталось только упомянуть строку статуса – самую нижнюю строчку, в начале которой, скорее всего, записано слово «Готово». Ну, значит, и мы с Вами готовы к работе с таблицей.
Пробуем навигацию.
Первое, что Вам нужно точно усвоить – это тот факт, что работа в Excel’е состоит в работе с ячейками таблицы. Ячейкой (или клеткой) называется пересечение колонки со строкой. Любая ячейка имеет свое имя (часто говорят «адрес»). Имя ячейки состоит из написанных слитно имени колонки и номера строки, например, A1, D9, AC36 и т. п. (ну, опять же, точь-в-точь, как в «морском бое»).
Перейти к конкретной ячейке можно несколькими способами. Самыми простыми из них являются щелчок ЛКМ на нужной ячейке или перемещение маркера ячейки стрелками на клавиатуре.
Для того, чтобы это попробовать, давайте вначале увидим всю таблицу, чтобы понять, с чем мы имеем дело. Для этого в списке окна «Масштаб» на панели инструментов «Стандартная» выберите значение 50% и с помощью полос прокрутки установите таблицу так, чтобы Вы видели ее начало (учтите, что любая таблица начинается с ячейки А1).
Теперь попробуйте перемещать табличный маркер стрелками или ЛКМ. Вы должны видеть маркер ячейки (черную рамку) в том месте, где щелкнули, или куда толкнули его стрелкой. Если при выполнении одиночного щелчка ЛКМ вдруг внутри ячейки появится мигающий курсор, нажмите на клавиатуре клавишу <Esc> (крайняя левая-верхняя клавиша) и пробуйте дальше. Обратите внимание, что в окне «Имя» (под окном шрифта, где написано «Arial») всегда отражается адрес ячейки. Что при этом происходит в строке формул и почему там «то густо, то пусто», пока не заботьтесь. Придет время, узнаем.
В любом случае, та ячейка, которую Вы показываете маркером, называется текущей. И любая работа всегда выполняется только в текущей ячейке.
Попробуйте и решите для себя, что делают с маркером и будут ли Вам полезны клавиши <Tab>, <Shift-Tab>, <Ctrl-Home> и <Ctrl-End>.
Понятно, что Вы сейчас плохо видите и имена столбцов, и номера строк и содержимое ячеек, но это потому, что мы уменьшили масштаб. Поскольку теперь Вы в курсе навигации, давайте вернемся к масштабу 100%, нажмем <Ctrl-Home> и разберемся с собственно таблицей.
Разбираемся с таблицей.
Предполагается, что САТ имеет смысл считать с апреля по сентябрь. Поэтому в таблице имеется как бы шесть разделов, соответствующих месяцам. Весенние месяцы окрашены зеленоватым оттенком, летние – оранжеватым, осень, естественно - желтым.
Разделы каждого месяца устроены совершенно одинаково. Это - четыре колонки: даты, минимальное и максимальное значения температуры для этой даты и колонка подсчета активных температур. В каждом разделе она подсвечена голубым тоном. В колонке дат, как Вы видите, уже установлены даты, поэтому их вводить не нужно. Ниже каждого месяца есть место для подсчета итогового значения САТ за текущий месяц. В самом конце таблицы, в ячейке АС38 подсчитывается общая САТ.
Работа с каждым месяцем в таблице абсолютно одинакова и сводится только к чисто механическому вводу нужного значения в ячейки минимальной и максимальной температур за конкретный день. Все остальное делает сама таблица. Для введенных температур за конкретный день подсчитывается среднее значение. Если оно выше 10 градусов (биологический «ноль»), то в столбце «Актив» ячейка для этого дня окрашивается желтым и в ней красным цветом высвечивается это среднее значение. Оно идет в подсчет суммарного значения как за месяц (ячейка ниже последнего дня месяца), так и за весь сезон. Если же среднее значение температур меньше 10 градусов, то в столбце «Актив» так и остается холодный серый «нолик» и это значение, естественно не учитывается при подсчете САТ.
Пробуем работать.
Давайте попробуем заполнить часть таблицы и посмотрим, как это выглядит, допустим, для апреля. Представим, что с 1-го по 2-е апреля температуры были следующие:
1-го апреля минимум +7, максимум +11;
2-го апреля минимум +9, максимум +13;
2-го апреля минимум +11, максимум +17;
Чтобы ввести это, выполните следующее:
щелкните мышкой по ячейке B5, наберите на клавиатуре «7» (естественно, набирайте без кавычек!) и щелкните <Enter> или <стрелку вправо>. Введенное значение зафиксируется в ячейке, а маркер перескочит в другую ячейку (если нажимали стрелку вправо, то в ячейку С5);
находясь в ячейке С5 (или прейдя в нее), введите с клавиатуры «11» и щелкните<Enter>. Тем самым Вы ввели нужные значения температур. Но внешне ничего не произойдет, поскольку средне-арифметическое значение чисел 7 и 11 равно 9, а, значит и в ячейке D5 ничего не отразится;
выполните те же действия, введя значения температур для 2-го апреля в ячейки В6 и С6. Вот здесь уже, как только Вы введете второе значение, в теперь уже желтенькой ячейке D6 сразу же увидите красные цифирки «11». Это и есть средняя температура. И именно она идет в подсчет САТ;
выполните те же действия, введя значения температур для 3-го апреля в ячейки В7 и С7. Увидите результат в ячейке D7;
а теперь покрутите вертикальную полосу прокрутки (или колесико мышки) так, чтобы увидеть ячейку D36 (сам маркер мышкой или стрелками лучше не перемещать). В этой ячейке, если вы все сделали правильно, будет записано: «25» (естественно, без кавычек);
опять же, не трогая маркера, покрутите горизонтальную полосу прокрутки так, чтобы увидеть ячейку AC38. Вы увидите в ней то же число «25». Верно?
Ну вот, Вы и освоили работу с таблицей подсчета САТ. Все остальное выполняется абсолютно аналогично. Единственное, что от Вас требуется – это заполнять нужные ячейки. Все остальное Excel сделает сам.
Что нужно и что не нужно делать с таблицей.
1. Во-первых, НИКОГДА и НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ТРОГАЙТЕ НИ ОДНОЙ ЯЧЕЙКИ в столбцах «Актив» и в ячейках подсчета САТ! Вы понимаете, что в них производятся расчеты, и неаккуратными действиями вы можете испортить работу всей таблицы. Этим очень важным ячейкам я специально не ставил защиту. Кто разбирается в Excel’е, и сам захочет это сделать – пожалуйста! А пока возьмите за правило работать только в тех ячейках, в которые вводится температура!
2. Во-вторых, вполне вероятно, что при вводе вы сделаете ошибку и захотите ее исправить. Что делать в этом случае? Если вы еще не закончили ввод в ячейку, можно удалить неправильное значение клавишей <BackSpace> на клавиатуре. Это – клавиша над клавишей <Enter> с нарисованной на ней стрелкой влево. Если же обнаружили ошибку уже после того, как ввели значение, то проще всего показать мышкой нужную ячейку и щелкнуть клавишу <Delete> (или <Del>). После удаления можете ввести нужное значение.
Что делать дальше.
Когда натренируетесь, очистите (удалите) значения тех ячеек, в которые Вы что-то вводили, закройте Excel и не сохраняйте файл (кстати, это же можно сделать, не очищая ячеек).
Таблица ориентирована для работы в следующем году. Как ее приспособить для 2012 года, расскажу потом. Ну, а если Вы решите задним числом «отработать» этот год, нужно во всех датах заменить цифры года. Как? Пишите на E-mail, расскажу.
Если кто-то решит потом распечатать заполненную таблицу, следует в меню «Файл»-«Параметры страницы» задать альбомную ориентацию страницы и установить поля: левое – 1,5 см, а верхнее, правое и нижнее – по 1 см. Тогда вся таблица поместится на двух листах.
Вот, кажется и все!
Надеюсь, эта простейшая штучка Вам поможет. Будут вопросы, пишите.
Удачи!
Петр Кисляков, aka Седой
pprok@mail.ru