Вопрос- ответ к игумену Питириму

Аватара пользователя
Пузенко Наталья
Администратор
Сообщения: 47723
Зарегистрирован: 16 дек 2008, 21:34
Город: Волгоград
Подпись: Наталья Лариасовна
Откуда: Волгоград
Благодарил (а): 29393 раза
Поблагодарили: 94930 раз

Re: Вопрос- ответ к игумену Питириму

Сообщение Пузенко Наталья » 29 мар 2016, 22:49

Реброва Наталья писал(а):Но общаться сними не хочу и просто для меня их нет , стараюсь не встречаться даже случайно!
Значит не простила?
Отец Питирим, вот скажите можно так как Наташа? Я так тоже смогу, но наверно это полумера? Или можно?

Аватара пользователя
Вера Бова
Завсегдатай
Сообщения: 9745
Зарегистрирован: 10 окт 2012, 22:10
Город: Таганрог
Подпись: Вера
Откуда: Таганрог, Ростовская область
Благодарил (а): 15104 раза
Поблагодарили: 23360 раз

Re: Вопрос- ответ к игумену Питириму

Сообщение Вера Бова » 29 мар 2016, 22:55

А ничего,что мы тут спорим в этой теме? Вопрос-Ответ вроде.) а так- простить легко,и зла не держать. И понять можно почти все. Вот поверить снова.. Это сложно. До невозможности.

Аватара пользователя
Вадим из Ростова
Завсегдатай
Сообщения: 7277
Зарегистрирован: 19 май 2009, 13:26
Город: Ростов-на-Дону
Подпись: Вадим
Откуда: Ростов-на-Дону
Благодарил (а): 7914 раз
Поблагодарили: 13766 раз

Re: Вопрос- ответ к игумену Питириму

Сообщение Вадим из Ростова » 29 мар 2016, 23:31

Мы подняли очень важный вопрос. Мне тоже важно услышать на него ответ. Батюшка, поясните, пожалуйста - как правильно прощать? Приведу пример на себе - у меня был один знакомый, который, как я выяснил, меня обманывал. Когда я узнал всю правду, то прекратил с ним общаться. Я его простил, не держу на него какого-то зла, но мне бы не хотелось с ним больше никогда общаться. Я для себя не вижу какого-то смысл в общении с этим человеком, мне даже не хотелось бы его встретить на улице. Что это значит? Что я его не простил? Если глубоко копаться, он не просил у меня прощения, не признавал своих ошибок. Значит, наверное, в этой ситуации естественно, что не хочется с ним общаться? Он же ошибок не признал. Вот если бы признал - это другое дело, тогда было бы видно, что человек о чем-то жалеет, что понимает свою неправоту.

В Евангелии от Луки, 17 глава, написано "Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему."

Сказаны очень важные слова - "и если покается". А если он не кается? В моей ситуации было именно так - я, получается, ему выговорил, но он не каялся.

Наверное, прощение бывает разных видов? Если человек кается - таким образом он, получается, признаёт свои ошибки и желает дальнейшего общения, тогда нужно, наверное, дальше общаться с человеком, как говорится, дать ему шанс. А если он согрешает и не кается - наверное, в этой ситуации можно с ним дальше не общаться, но все равно его простить?

Людей нужно прощать тогда, когда они просят о прощении, или даже если они не просят, все равно прощать?

Аватара пользователя
Реброва Наталья
Завсегдатай
Сообщения: 1767
Зарегистрирован: 03 янв 2012, 15:47
Город: волгоград
Подпись: наталья
Благодарил (а): 6008 раз
Поблагодарили: 3529 раз

Re: Вопрос- ответ к игумену Питириму

Сообщение Реброва Наталья » 30 мар 2016, 13:25

Вадим, у меня были случаи , что со мной поступили ( не очень хорошо) и при том ещё пытались меня и обвинить в их собственных делах ! Конечно правда всегда побеждает , но на это уходит время ! И вот таких людей хочется просто не встречать в жизни , а если это случилось хочется их забыть НАВСЕГДА! Такие люди никогда не признают своих ошибок , они ищут виновных и часто винят тех кому эту подлость сделали .... И были случаи когда (были непонимания и прочие), но потом люди осознав , сами приходили и признав свою вину просили дальнейшего общения и до сих пор общаемся! Жизнь очень сложна и хочется что б белое было белом!

Аватара пользователя
Катерина55
Завсегдатай
Сообщения: 2102
Зарегистрирован: 04 ноя 2011, 00:20
Город: Минск
Подпись: Катерина
Откуда: Беларусь Высота345м ш.53,8552 д.27,0446
Благодарил (а): 12782 раза
Поблагодарили: 7520 раз

Re: Вопрос- ответ к игумену Питириму

Сообщение Катерина55 » 30 мар 2016, 13:57

Вадим из Ростова писал(а):Людей нужно прощать тогда, когда они просят о прощении, или даже если они не просят, все равно прощать
Не знаю, как по Божьему... Но,.. думаю, прощать надо для себя.
Ведь, если не простить, значит постоянно в мыслях буду возвращаться... думать... переживать... Значит мучить себя...
Наверно это все таки обоюдный грех, если со мной это произошло? Если этот человек встретился на моём пути?
Прощать надо всегда... Но и выводы делать надо обязательно :)
Если хочешь изменить мир - начни с себя.

Аватара пользователя
Пузенко Наталья
Администратор
Сообщения: 47723
Зарегистрирован: 16 дек 2008, 21:34
Город: Волгоград
Подпись: Наталья Лариасовна
Откуда: Волгоград
Благодарил (а): 29393 раза
Поблагодарили: 94930 раз

Re: Вопрос- ответ к игумену Питириму

Сообщение Пузенко Наталья » 30 мар 2016, 16:18

Катерина55 писал(а):Прощать надо всегда... Но и выводы делать надо обязательно
Тогда это уже не прощение? Я думаю что простить это как бы начать с белого листа?

Аватара пользователя
Катерина55
Завсегдатай
Сообщения: 2102
Зарегистрирован: 04 ноя 2011, 00:20
Город: Минск
Подпись: Катерина
Откуда: Беларусь Высота345м ш.53,8552 д.27,0446
Благодарил (а): 12782 раза
Поблагодарили: 7520 раз

Re: Вопрос- ответ к игумену Питириму

Сообщение Катерина55 » 30 мар 2016, 17:14

У меня так не получается...
Если хочешь изменить мир - начни с себя.

Аватара пользователя
Вадим из Ростова
Завсегдатай
Сообщения: 7277
Зарегистрирован: 19 май 2009, 13:26
Город: Ростов-на-Дону
Подпись: Вадим
Откуда: Ростов-на-Дону
Благодарил (а): 7914 раз
Поблагодарили: 13766 раз

Re: Вопрос- ответ к игумену Питириму

Сообщение Вадим из Ростова » 30 мар 2016, 19:16

Вот именно этот тонкий момент меня и интересует - означает ли, что если человека простить, то всё должно быть как с чистого листа? Но ведь в памяти все равно остаётся то, что произошло (даже если простил), и люди уже будут общаться как бы с учетом произошедших событий, они ведь из памяти не сотрутся?
Например, если живут муж с женой, и однажды жена узнаёт, что муж ей изменяет, и он просит прощения - даже если она его и простит, ведь между ними отношения уже будут как бы другого рода, она уже не будут такими, как раньше. Да, жена его простит, они будут жить вместе - но ведь отношения все равно станут ДРУГИМИ. Я не говорю, что станут хуже, или что жена будет затаивать в себе обиду - но просто отношения будут какими-то ДРУГИМИ. Как сказала Екатерина, с "выводами".

Вообще, насчет прощения хочется сказать, что оно, наверное, бывает двух видов - одно дело когда человек просит прощения - тогда ты его прощаешь и вы продолжаете общаться, он осознаёт ошибки (раз попросил прощения), получается как бы обоюдная добрая связь, а второй вид прощения - это прощение того человека, который прощения не просит - тогда получается, что ты просто его прощаешь, как, опять же, сказала Екатерина, "для себя".

Аватара пользователя
пенсионер42
Завсегдатай
Сообщения: 1684
Зарегистрирован: 13 июл 2015, 07:09
Город: Москва
Подпись: Галина1702
Благодарил (а): 3212 раз
Поблагодарили: 3586 раз

Re: Вопрос- ответ к игумену Питириму

Сообщение пенсионер42 » 30 мар 2016, 19:58

И мои пять копеек. Может, не к месту. Естественно, нельзя забыть то, что произошло. Дело не в этом. Надо простить, чтобы в душе не было горечи, зла. Мудрость гласит:"худой мир лучше доброй ссоры". То, что ты с этим человеком будешь общаться по другому, понятно. Зато не будет новых поводов для обиды. А кто знает, может быть, будучи прощенным, человек станет лучше, добрее.
Моя сватья вдруг ни с того ни с сего перестала со мной общаться (ну характер у нее такой). Объяснять она ничего не хотела. Я сильно переживала, потому что не понимала, чем я провинилась, к Батюшке обращалась. Он мне посоветовал оставить все как есть и просто ждать. И вот, после двух лет молчания она вдруг позвонила и стала слезно просить прощения. Ну конечно, простила. И на душе так легко стало.
И еще. Мы с детьми (школьниками) были в поездке и пошли в Храм. Дети есть дети, шумели, конечно. А местные бабуси на них ворчали. Я спрашиваю у священника, зачем они ворчат на детей. А Батюшка посмотрел на меня и говорит""А вы их простите (бабушек)". И опять сразу так хорошо на душе стало.
Единственно, что мне непонятно - нужно ли ждать, когда человек сам попросит прощения. Мне кажется, не всегда. Многие просто не умеют просить прощения, так воспитаны.

Добавлено спустя 1 час 16 минут 55 секунд:
Вера Бова писал(а):А ничего,что мы тут спорим в этой теме? Вопрос-Ответ вроде.
Это мы бездельники. А у священников сейчас очень горячая пора. Я всегда удивляюсь, как у них хватает сил. Без Божией помощи никак не выдержать. :unknown:
Не всегда говори то, что знаешь, но всегда знай, что говоришь.

Аватара пользователя
Геннадий П.
Освоившийся
Сообщения: 297
Зарегистрирован: 27 май 2013, 21:58
Город: Горналь Курская обл
Подпись: Геннадий Алексеевич
Благодарил (а): 1248 раз
Поблагодарили: 991 раз

Re: Вопрос- ответ к игумену Питириму

Сообщение Геннадий П. » 30 мар 2016, 23:41

Добрый вечер! Несколько раз уже пытался ответить, но из-за низкой скорости интернета не получается отправить сообщение, все написанное исчезает, обновляется страница, и... приходится писать заново.
Пузенко Наталья писал(а):
Реброва Наталья писал(а):Но общаться сними не хочу и просто для меня их нет , стараюсь не встречаться даже случайно!
Значит не простила?
Отец Питирим, вот скажите можно так как Наташа? Я так тоже смогу, но наверно это полумера? Или можно?
Пузенко Наталья писал(а):
Катерина55 писал(а):Прощать надо всегда... Но и выводы делать надо обязательно
Тогда это уже не прощение? Я думаю что простить это как бы начать с белого листа?
Не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Казалось бы, все ясно: "Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему." (Лк. 17;3,4). Господь повелевает прощать и начинать "с чистого листа", но в нашей жизни встречаются разные люди, каждый со своим характером, менталитетом. Один человек невольно согрешит, а другой, нарочно досаждает. И первого, и второго нужно простить (писал о похожем 22 марта: "Верующий человек читает несколько раз в день молитву «Отче наш», где есть слова «… и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим…», т.е. просим простить нам наши грехи, в свою очередь заявляя, что и мы прощаем тех, кто прегрешил против нас." Но если мы видим, что второй не прекращает - тогда лучше отойти от этого человека, поменьше с ним общаться, чтобы не искушать его и не давать ему повода для греха. Мы можем также попадать в различные ситуации, например:
Вадим из Ростова писал(а):... если живут муж с женой, и однажды жена узнаёт, что муж ей изменяет, и он просит прощения - даже если она его и простит, ведь между ними отношения уже будут как бы другого рода, она уже не будут такими, как раньше. Да, жена его простит, они будут жить вместе - но ведь отношения все равно станут ДРУГИМИ. Я не говорю, что станут хуже, или что жена будет затаивать в себе обиду - но просто отношения будут какими-то ДРУГИМИ. Как сказала Екатерина, с "выводами".
В подобном случае потребуется очень большое мужество, сила воли и любовь к человеку, чтобы простить и все начать с чистого листа. В любом случае не последнюю роль служит молитва за обидчика. Молитва успокоит душу, поможет примириться и даже исправить обидчика.


Приведу рассуждения одного священника о врагах:
"И кáк хотите, чтобы с вами поступали люди, тáк и вы поступайте с ними.
И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники тó же делают.
И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд." Евангелие от Луки 6: 31-36


-- Под силу ли простому человеку высота, заданная сегодняшним Евангельским чтением? Как простить своего врага, как уподобиться Богу в Его милосердии? Это так трудно, что кажется невозможным. Но возложит ли Бог на человека невыполнимую заповедь? Давайте разберемся.

Этап первый: не заведи себе врага
Каждый знает, что большие задачи лучше решать поэтапно. Попробуем и великую задачу прощения врагов разделить на этапы: Самый правильный способ поведения с врагами – их не иметь. И потому нужно избегать ситуаций, когда люди становятся таковыми. Чаще всего вражду между людьми создает грех. Даже если люди через грех совместно достигают взаимовыгодных целей – рано или поздно они начнут враждовать.
Главное зло, делающее из людей врагов – это гордыня. Ведь при ссоре что в первую очередь в нас задевается? -- гордыня, мать всех пороков. Поэтому вначале важнее всего смиряться, стерпеть, уклониться от зла.

Этап второй: конфликт разгорелся
Но не хватило сил удержаться от зла, конфликт произошел. Конфликты с людьми возникали даже у Господа Иисуса Христа. Порой без прямого конфликта невозможно прожить, сохранив свои убеждения, свою душу. Есть ситуации, когда нужно открыто постоять за правду.
Но при этом нужно бороться не с человеком, а с его грехом. Видеть, что действиями другого может управлять враг рода человеческого – и направлять свою борьбу против дьявола, против зла. Разъединить грех и своего оппонента, не переходить на личности.

Этап третий: конфликт прошел, вражда осталась
Ссора не всегда заканчивается миром. Возникает обида, в нас горит жажда мести – желание взять реванш, наказать. Здесь важно -- не ратовать «за справедливость», а предать обидчика в руки Божьи. Если он достоин наказания – пусть его накажет Бог. А мы при этом не забудем, что слово «наказание» -- от слова «наказ», то, что научает, а не является просто карой.

Этап четвертый: увидеть во враге доброе
Но время идет, а мы все не можем простить. Вражда стала хронической. Здесь лучше не вымучивать прощение, а постараться отстраниться от обидчика, перестать о нем думать.
Представьте, что вы мчитесь в машине по прямой дороге. И вдруг решаете резко поехать назад. Если вы просто на полном ходу переключитесь на заднюю передачу – то не только не поедете назад, вы машину угробите. Сначала надо затормозить, остановиться, и только потом трогаться задним ходом. Вот этот тормозной путь и остановка и есть путь от гнева и ненависти к прощению. Нам обязательно нужно успокоиться и даже пройти некий этап равнодушия к обидчику.
Умение прощать не дается просто так – его следует в себе развивать. Для этого попробуйте взглянуть на человека шире, чем вы привыкли. Часто, если мы причисляем кого-то к врагам, недоброжелательствуем, то видим в нем одну какую-то грань, которая нас раздражает. Но люди-то многомерны!
Нужно понимать, что зло, сотворенное человеком, не отражает его сущность, оно – не весь человек! И важнейшее из умений – видеть в каждом нечто доброе, образ Божий. Представьте, как прощает нас Бог, видя за множеством грехов доброе начало.

Этап пятый: молитва за врага
Безусловно, молитва должна быть с самого начала. И во время конфликта нужно не запальчиво отвечать собеседнику, а вначале хотя бы кратко помолиться, просто сказать: Пресвятая Богородица, помоги, умири! Благочестивые старцы учили, что в ссоре надо хоть десять раз мысленно прочитать «Богородицу», а потом уже говорить. Если мы сможем промолчать, посвятив это время молитве, то конфликт имеет шанс угаснуть, не разгоревшись.
Но на этом этапе молитва становится целью. Именно молитва, как личная, так и церковная, – самое главное проявление любви к врагу. Всерьез, искренне простить настолько, чтобы чувствовать, что тебе твой обидчик дорог, мало кому под силу. А вот молитва за врага, в которой мы через собственное «не хочу и не могу» желаем ему мира и милости Божьей, нам по плечу.

Этап шестой: уклонись от зла, сотвори благо
Может, это прозвучит неожиданно, но враг в наших добрых делах нуждается больше, чем друг. Конечно, друзьям надо помогать, но друзья и так нас любят. «И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?» А делание добра врагу имеет огромный смысл как для нашей собственной души, так и для отношений с обидчиком. Возможно, наше доброе поведение послужит ему толчком для того, чтобы с нами помириться." (Из журнала "Нескучный Сад")

Ответить

Вернуться в «Христианство (доступ по запросу)»