Сотни тюменцев уже побывали на открытых мероприятиях компании в ресторанах города, и почти все что-нибудь да купили.
Схема уговора стара, но эффективна: «Вы прошли в финал нашего конкурса. Машина почти ваша, необходимо только прийти на регистрацию в компании с друзьями — человек 8, желательно не молодых».
Перед новым годом, в нескольких крупных супермаркетах Тюмени были установлены ящики для розыгрыша призов. Вот как об этом рассказывает на форуме NashGorod.ru пользователь ivalenkalove: «В массовых скоплениях, например в „Монетке“, кассир даёт Вам купон-анкету, с неё- то всё и начинается(!) на розыгрыш призов (главный приз — крутое немецкое авто). Вы заполняете, то есть, оставляете свои данные, и вскоре вам звонят и приглашают на фуршет и презентацию постельного белья от хорошей и начинающей германской фирмы постельного белья. Но, фуршет — одно названье, еды чуть-чуть и выпивка! Когда Вы туда прибудете, просто начнется жесткий маркетинг (как с пылесосами „Кирби“) и „втюхают“ вам бельё, полный комплект за 40–60 тысяч рублей, которое стоит в 10 раз дешевле. И осторожно! Не заполняйте заявку, она окажется договором, и вы окажетесь должны им не малые деньги. Ещё они готовы съездить с вами, на такси, за деньгами до дому».
На одну из таких встреч пригласили и дизайнера Олега. «Считаю себя человеком ироничным и разумным, но по телефону они меня убедили, что я без 5 минут обладатель авто, — рассказывает Олег. — Встреча проходила в кафе ТЦ „Корона“. Таких как я набрался почти целый зал. Свое дело они сделали, и там я купил какой-то пояс из этой „супер“ шерсти. Хорошо, что денег с собой было не много, а подписываться под обязательствами я отказался категорически».
Психологам известны приемы, которыми пользуются продавцы в сетевом маркетинге и прямых продаж. Доктор психологических наук, психотерапевт, писатель Евгений Кустов относит их к разделу нейролингвистического программирования. Особенно к нему восприимчивы наследники Советского Союза. «Я называю их „людьми голодными до хорошей жизни“, — говорит Евгений Васильевич. — Когда несколько поколений не могли себе позволить ни то, что предметов красивой жизни, а обычных вещей (холодильников, цветных телевизоров), то у их потомков заложена тяга к ложным идеалам. И маркетологи этим пользуются. Главная их цель — приблизить такого человека к его мечте. Нет денег на дорогую модель авто? — а ты купи коврик к нему, и твоя мечта уже в процессе реализации».
Организаторы таких продаж разрабатывают целые программы, одна из них «десять шагов» используется при продажах пылесосов «Кирби», обучение исполнителей занимает много времени. Ведь продавец должен заучить наизусть готовые схемы и поведенческие модели, чтобы «вскрыть» индивидуальную защиту покупателя. Тогда разум и расчет перестают работать.
24 февраля руководитель представительства ООО «ИСТКОН У» в Тюмени Игорь Кондратович прислал письмо в редакцию NashGorod.ru. «Компания „EASTCON“ работает на европейском рынке уже более 30 лет, — говорится в письме. — Сейчас концерн проводит рекламную акцию „Germany Motors“ в честь своего 15-летия на российском рынке. Главным призом этой акции является новый немецкий автомобиль. Если Ваш билет пройдет в финал рекламной акции „Germany Motors“, то с Вами свяжется наш сотрудник по телефону и пригласит на одну из презентаций компании „EASTCON“ для официальной регистрации этого билета. Приглашение рассчитано на компанию до 6 человек. Суперфинал состоится 1 декабря 2012 года, а результаты будут опубликованы в официальных СМИ. Прошу заметить, что наш метод — прямые продажи, от производителя к конечному потребителю. Мы никого не заставляем и не обязываем приобретать нашу продукцию, а лишь знакомим и рассказываем о ней. Мы не прибегаем к „разводу“, мы открыты и прозрачны для наших клиентов, наша рекламная акция „Germany Motors“ официально зарегистрирована в государственном реестре всероссийских лотерей».
Добавим, сетевой маркетинг (или многоуровневый маркетинг; англ. network or multilevel marketing), по Википедии, — концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо сбыта продукции, также обладает правом на привлечение партнёров, имеющих аналогичные права. Сетевой маркетинг может рассматриваться как форма внемагазинной розничной торговли, особый вид прямых (персональных) продаж, при которой сбытовые агенты (дистрибьюторы) фирмы-производителя самостоятельно устанавливают, в первую очередь на основе личных связей, прямые контакты с потенциальными покупателями. Продав покупателю определённый товар, дистрибьютор предлагает ему за установленный процент от объёма продаж найти новых покупателей; тем, в свою очередь, предлагают на тех же условиях найти очередных покупателей и т. д. Таким образом создаётся многоуровневая сеть покупателей-продавцов. Многоуровневый сетевой маркетинг используется такими известными фирмами, как Zepter International, Vitamax, Oriflame, Avon Products, Neways, Faberlic, Amway, корпорация «Сибирское Здоровье».
Мировой сетевой бизнес оценивается приблизительно в 150–200 млрд долл. Крупнейшие корпорации имеют оборот от 5 до 9 млрд долл. в год.
В ряде стран — например, в Южной Корее, КНР и США — существуют законодательные ограничения на деятельность компаний сетевого маркетинга.