Страница 40 из 135
Re: Бесконечная война за вечную энергию
Добавлено: 08 июл 2010, 20:32
valera1778
Привет.Согласен. Но текст навевает другую мыслю-не прячут ли от нас новые, совершенно не требующие НИКАКИХ забот сорта винограда???? Ведь прибыли с продаж всяких химикалий не намного меньше топливных! Смерть буржуям-даешь коммунизм!

Re: Всесильная магия Бабы-Яги
Добавлено: 08 июл 2010, 22:11
Пузенко Наталья
Ну мотивация помощи может быть любой- главное то что помогала, а уж зачем- ее дело. И никого не съела кстати

Re: Всесильная магия Бабы-Яги
Добавлено: 08 июл 2010, 23:15
алексей азов
Бабушке тоже надо чтото кушать, съест одного другого, не велика потеря. Лижбы виноград не трогала.
Re: Всесильная магия Бабы-Яги
Добавлено: 09 июл 2010, 09:48
Светлана Мыкало
алексей азов писал(а):Бабушке тоже надо чтото кушать, съест одного другого, не велика потеря. Лижбы виноград не трогала.
И виноградарей,

особливо Наташу и Галину Владимировну.

Re: Всесильная магия Бабы-Яги
Добавлено: 09 июл 2010, 20:54
Пузенко Наталья
Мы с Галино Владимировной сами на метлах по винограднику летаем..... на тех выходных по моему пролетели- к столу пришли, умаялись...
Ломехуз - уничтожитель муравьев
Добавлено: 24 июл 2010, 21:50
казак-дон
Предлагаем вашему вниманию статью о ломехузе и муравейнике, который является моделью любого деградирующего и вымирающего общества. По своему общественному устройству муравьи — довольно близкие к человеку существа на Земле по организации. Каждое новое открытие в мирмекологии (науке о муравьях) лишь подтверждает это.
Стадия 1: Заражение.
Для рыжего лесного муравья (Formica rufa) вида характерен купольный муравейник, верхний слой которого состоит из десятисантиметрового слоя палочек, иголочек, сухих листьев, камешков. Гнездовой материал муравьи постоянно перемешивают, чтобы муравейник не начал гнить — это своего рода принудительная вентиляция. Высота нашего муравейника — 56 сантиметров, диаметр — 98 сантиметров. Купол имеет 11 отверстий. Примерная численность населения муравейника — около 10 тысяч особей. Под куполом расположены ободковые камеры, в которых хранятся яйца, личинки и куколки муравьев. Еще глубже — гнилой пень или крупные ветки. Под землей на глубине до 1,5 метра находятся сообщающиеся между собой камеры. В одной из них живет царица.
В муравейнике существует строгая иерархия и распределение ролей. Гнездом управляет царица — самка, откладывающая яйца. Рабочие муравьи — тоже самки, но они не производят потомства до тех пор, пока жива царица. Срок жизни царицы 15-20 лет, рабочего муравья — до 7 лет. Самцы живут всего один сезон, в жизни муравейника не участвуют и погибают сразу после спаривания.
В непосредственной близости от царицы находится свита из 10 — 12 рабочих муравьев, они о ней заботятся: облизывают ее и кормят. Это, как правило, молодые муравьи, поскольку все обитатели гнезда проходят примерно месячную стадию ухаживания либо за царицей, либо за личинками. Затем они перебираются на самый дальний участок зоны патрулирования муравейника (ее радиус достигает 5-6 метров) и там занимаются поиском пищи — фуражированием. Найденную пищу муравей передает вверх по инстанциям, и лишь оттуда она распределяется по всему муравейнику. Вместе с пищей муравейник окормляется особым феромоном — веществом, которое выделяет царица. В нем содержится информация о здоровье царицы и состоянии гнезда. Это вещество муравьи из свиты слизывают с царицы, переносят в специальном зобу и передают друг другу по цепочке. Таким образом все особи муравьиного социума включены в единое информационное пространство.
В муравейнике действует своя система наказаний. К примеру, если здоровый муравей-фуражер несколько раз подряд возвращается в муравейник ни с чем, его «казнят» — убивают и самого пускают на фураж. Любопытно, что совершенно по-другому поступают муравьи с теми, кто потерял трудоспособность в результате увечья. Их кормят до тех пор, пока те в состоянии просить еду, то есть постукивать усиками по определенным участкам головы здорового муравья.
Муравьи — активные хищники, но вместе с тем они держат и «домашний скот». В его роли выступает тля, причем поедают муравьи не только ее саму, но и ее выделения. Это не является формой паразитизма, поскольку без муравьиной заботы тля погибает гораздо раньше от других хищников. Муравьи пасут тлей на близрастущих растениях, оберегают их. И по первому требованию тля выделяет им излишки нектара. Чтобы «выдоить» тлю, муравей щекочет усиками ее брюшко.
Но иногда на муравейник садится маленький жучок светло-коричневого цвета — ломехуза. Жучок проникает в ободковую камеру, где хранится муравьиное потомство, и откладывает туда яйца. На все попытки обитателей гнезда разобраться с чужаком он отвечает тем, что выделяет особое вещество, которое муравьи тут же слизывают и впадают в состояние эйфории. Под воздействием этого вещества они просто отходят в сторону и на время затихают. Так начинается гибель муравейника.
Стадия 2: Облик врага.
Ломехуза — «жук-драгдилер»(Lomechusa strumosa), которым оказался поражен наш муравейник, — насекомое из группы мирмекофилов. Всего насчитывается 266 видов мирмекофилов — насекомых и других беспозвоночных, обитающих вместе с муравьями. Среди них много паразитов. Но представители этой группы нахлебников либо вступают во взаимовыгодные отношения (симбиоз), либо наносят урон, не ведущий к гибели всего гнезда. Все, кроме ломехузы.
Этот вид впервые подробно описал немецкий исследователь Вассман в 1897 году. Это крохотный жучок — примерно втрое меньше рыжего лесного муравья. Чаще всего он попадает в муравейник с воздуха и проникает через одно из входных отверстий.
Муравьи не чинят ему в этом препятствий, поскольку тут же увлекаются тем наркотическим веществом, которое он выделяет. Более того, они тут же начинают его кормить, поскольку жук умеет по-муравьиному просить еду — постукивая усиками по определенным участкам головы. Иногда ломехуза попадает в муравейник из соседнего гнезда, с которым у здорового муравейника налажены отношения. Заражение происходит на обменных дорогах. Муравьи охотно делятся «жуками-драгдилерами», транспортируя их на брюшке. Точно так же они переносят с собой ломехуз, отпочковываясь от своего муравейника с целью создать новую семью.
У ломехузы точно такой же процесс развития потомства, как и у муравья: яйцо — личинка — куколка — взрослое насекомое. Самка «жука-драгдилера» откладывает 100-200 яиц прямо рядом с муравьиными — они абсолютно ничем не отличаются. Когда вылупляется личинка ломехузы, становится заметно одно отличие — ее брюшко вогнуто. Но на этой стадии она уже умеет просить еду и начинает выделять наркотик, поэтому муравьи теперь хоть и распознают чужака, но начинают заботиться о личинке ломехузы как о собственном потомстве. Взрослые жуки живут здесь же, в муравейнике. Они будут жить тут до тех пор, пока муравейник в состоянии их кормить, оттягивая на себя все больше его ресурсов. Но пока этот процесс происходит под куполом и скрыт от глаз наблюдателя. Отличить пораженный ломехузой муравейник от здорового на этой стадии можно лишь в солнечную погоду, когда все обитатели гнезда выползают на поверхность купола погреться. Но уже через несколько минут муравьи затаскивают ломехуз обратно под купол. Они еще думают, что командуют муравейником.
Стадия 3: Новая болезнь.
До сих пор болезнь нашего муравейника развивалась в скрытой форме. Ее мог разглядеть лишь специалист-мирмеколог. В подкупольной камере вместе со своим потомством муравьи взращивали личинки ломехуз — свою будущую погибель. Они распознавали в них чужаков, но противостоять им не могли: личинки выделяют наркотическое вещество, противостоять которому муравьи не в силах.
Но теперь даже неспециалисту, если он приглядится к куполу муравейника, становится ясно, что с гнездом творится что-то неладное. По сравнению с другими муравейниками его жизнь как будто заторможена. Муравьи здесь гораздо менее активны, зона патрулирования гнезда сузилась, да и там, где еще работают фуражеры, можно увидеть такую картину: муравей пытается что-то тащить, но потом бросает свою работу и просто слоняется без дела. Тусуется.
Первое, что приходит в голову, — они все уже под кайфом. Но это не так. Те, кто пребывает под действием вещества, выделяемого ломехузой, как правило, сидят внутри муравейника. Заторможенные особи, которых мы наблюдаем на поверхности, — это уже новое поколение муравьев. По аналогии с людьми их можно назвать муравьями-других людей.
На языке науки они называются псевдоэргатами. По основному плану строения это все еще рабочие особи, однако грудная часть у них по сравнению со здоровой особью немного увеличена. Поэтому внешне они представляют собой нечто среднее между рабочими особями и самками. На деле же псевдоэргаты не в состоянии ни откладывать яйца, ни спариваться с самцами. Не могут они и полноценно выполнять функции рабочего муравья.
Псевдоэргаты еще пытаются делать какую-то работу, поскольку в гнезде еще достаточно активных муравьев, которые заставляют их работать, но делают они это из рук вон плохо. Впрочем, среди активных муравьев все больше особей подсаживается на вещество, выделяемое «жуком-драгдилером», так что принуждение с их стороны все слабее. При этом едят асоциальные муравьи наравне со всеми. Таким образом, баланс расходной и доходной статей бюджета нашего муравейника нарушается, муравьям начинает недоставать фуража, чтобы прокормить всех — и царицу, и ломехуз, и псевдоэргатов, и здоровых муравьев, число которых все стремительнее уменьшается.
Изучая это явление, ученые-мирмекологи сначала полагали, что появление псевдоэргатов связано с недокармливанием личинок, поскольку существенную часть питания муравьи теперь отдают ломехузам. Выдвигалась и другая версия — псевдоэргаты появляются в результате заболевания вирусом, переносимым «жуками-драгдилерами». Однако потом наука установила, что причина появления псевдоэргатов — все то же наркотическое вещество, выделяемое ломехузами. То есть теперь в нашем муравейнике увлечение наркотиком переросло в стадию эпидемии наркомании, определяющей не только поведение муравьев, но и их физиологическое строение.
Стадия 4: Внешнее вмешательство.
Наш муравейник все стремительнее деградирует. Наркотическое вещество, выделяемое жуками-паразитами ломехузами, стало причиной появления в гнезде муравьев-других людей (псевдоэргатов), которые не способны ни к продолжению рода, ни к активной общественно полезной деятельности. Ломехуз и псевдоэргатов становится в муравейнике все больше. А значит, все больше нахлебников и все меньше корма. Еще немного, и процесс деградации станет необратимым.
Будь муравейник более многочисленным, процесс мог бы растянуться на долгие годы: жуки-«драгдилеры» плодятся медленнее муравьев, они просто не поспевали бы за приростом населения, поражая лишь некоторые сектора гнезда. Но наш муравейник невелик, поэтому спасти его может лишь внешнее вмешательство — чистка.
Нам стоит поторопиться. Чистка муравейника от ломехуз возможна до тех пор, пока не успели расплодиться в большом количестве муравьи-других людей. Для чистки нам понадобятся две емкости (подойдут обычные ведра с плотными крышками), большой кусок полиэтилена размером 1,5 на 1,5 метра, резиновые перчатки и лопатка. Мы находим наиболее здоровый сектор муравейника, отрезаем его лопаткой, как кусок пирога, быстро перемещаем в ведро — вместе с муравьями, личинками, яйцами и гнездовым материалом — и плотно закрываем крышкой. Затем содержимое ведра с муравьями высыпаем небольшими порциями на полиэтилен и тщательно перебираем. Так, как перебирают крупу для каши: мы просто перемещаем здоровых муравьев и гнездовой материал из одной кучки в другую. «Жуков-драгдилеров» и безнадежно больных муравьев-других людей (псевдоэргатов) вылавливаем, давим и выбрасываем. Каждую очищенную порцию муравейника тут же перемещаем во второе ведро.
Ломехуз узнать легко — они сильно отличаются от муравьев размерами (раза в 2-3 меньше) и окраской (ярко-коричневого цвета). Труднее с псевдоэргатами — от здоровых муравьев они почти не отличаются. Но зато их выдает поведение. Здоровые особи сразу начинают выполнять свои функции: фуражиры собирают разбросанный по полиэтилену строительный материал, гнездовые муравьи проявляют беспокойство о личинках и яйцах, муравьи-охранники кусают обидчика. Лишь псевдоэргаты слоняются без дела.
Вся процедура чистки заняла у нас чуть больше часа. Мертвые ломехузы и псевдоэргаты поместились в один граненый стакан — часть из них мы препарировали для научных целей. Во время чистки нам попалась одна самка-царица, но даже если бы все они остались в зараженном гнезде, можно было не беспокоиться: как раз в августе у муравьев происходит роение — брачный период. В гнезде появляются крылатые самки и самцы, они активно спариваются в воздухе и недостатка в оплодотворенных самках нет. Теперь осталось лишь найти место для уцелевшего муравейника.
А тем, кто остался в пораженном ломехузами гнезде, уже никто не поможет.
А в конце — немного позитива.
Эксперимент проведен с помощью руководителя мирмекологического заказника «Пешки» доктора биологических наук Анатолия Захарова, а также научного руководителя Татьяны Путятиной, профессора доктора биологических наук Геннадия Длусского.
Стадия 5: Жизнь после смерти.
Предыдущие стадии опыта показали, что муравейник, пораженный ломехузами («жуками-драгдилерами», паразитирующими при помощи выделяемого ими наркотического вещества), неизбежно гибнет. Единственный шанс на спасение — прибегнуть к принудительной чистке, удалив вручную ломехуз и безнадежно больных муравьев (псевдоэргатов). К сожалению, наш муравейник оказался поражен эпидемией наркомании уже настолько, что удалось спасти лишь часть гнезда. Спасенные особи находятся сейчас у нас в ведре, плотно закрытом крышкой.
Теперь нужно найти место, где они смогли бы прижиться и основать новое гнездо. Рыжие лесные муравьи любят влажность, поэтому опушки и поляны отпадают сразу. Лучше всего подойдет место в лесу, идентичном по составу тому, где находился наш предыдущий муравейник. Обязательное условие — расстояние от материнского гнезда должно быть не меньше километра. Иначе наши здоровые муравьи просто вернутся в погибающий муравейник, и их уже ничто не спасет. Соседство с другими гнездами, даже если они не поражены ломехузами, тоже нежелательно: их обитатели, скорее всего, отнесутся к чужакам враждебно и зарождающийся муравейник разграбят. Есть некоторые виды лесных муравьев-рабовладельцев, которые захватывают личинки из других гнезд и потом выращивают себе из них рабов.
Наконец мы нашли идеальное место — в ельнике, рядом с небольшим гнилым пнем. Аккуратно высыпаем содержимое ведра, и муравьи моментально начинают обустраиваться на новом месте. Царица и гнездовые муравьи роют в земле норы, другие особи укладывают в них личинки и яйца, третьи собирают высыпанный из гнезда гнездовой материал, четвертые — начинают патрулировать местность. Земля, извлеченная при строительстве нор, тут же идет на возведение вала вокруг будущего гнезда — это сходство с человеческими городами свойственно всем поселениям рыжих лесных муравьев. Чтобы ускорить строительство, можно набросать вокруг окружного вала листьев, веточек, опилок — муравьи их тут же подхватывают и употребляют в дело.
По сравнению с тем, как это происходит в природе, наш муравейник строится в более сложных условиях. Обычно семья, образуя новое гнездо, не порывает связи с материнским гнездом и долгое время получает оттуда помощь и поддержку. Тем не менее даже в условиях полной изоляции наш муравейник возрождается и уже на третий день обретает привычные очертания.
Еще через 3 дня купол вырастает до 15 сантиметров, а через неделю наш муравейник уже ничем не отличается от прежнего.
Спустя две недели на месте первого муравейника мы обнаружили холмик, который уже начал зарастать травой. Муравьев здесь больше нет, гнездовой материал перебирать некому, купол перестал проветриваться и начал гнить.
А на новом месте купол вырос еще на 5 сантиметров. Этому гнезду больше не страшны "жуки-драгдилеры". Наукой о муравьях — мирмекологией давно установлен интересный факт: очищенный от ломехуз муравейник обретает иммунитет против их наркотического вещества. Почему — ученые не знают, но это так.
http://www.darislav.com/index.php?optio ... 9:lomehuse
НИО
Добавлено: 24 июл 2010, 21:55
казак-дон
Я не знаю откуда это взято, звиняюсь.
Уже довольно давно учёным известно о некоторых ископаемых предметах, которые не поддаются классификации. Более того, само наличие этих предметов заставляет усомниться в том, что время появления на Земле человека установлено правильно. Загадочные находки - искусственно созданные предметы, обнаруженные в пластах горных пород, - даже получили собственное название - неопознанные ископаемые объекты (НИО).
Одним из таких предметов является так называемый "Зальцбургский параллелепипед". Он был найден 1 ноября 1885 года рабочим фабрики фирмы Исидора Брауна в г. Шендорфе в Австрии, когда был расколот кусок бурого угля, предназначавшегося для топки печей. Уголь относился к третичному периоду и был добыт на шахте Вольфзегге в Верхней Австрии. Найденный металлический предмет представляет собой по форме параллелепипед размерами 67*62*47 мм весом 785 г. Противоположные стороны этого предмета, напоминающие подушки, скруглены, а по его периметру идет глубокая канавка. Сыновья владельца фабрики выставили этот предмет в 1886 году в музее Каролины Августы в Зальцбурге. Найденный предмет тут же вызвал пристальное внимание ученых. В 1886 году на заседании естественно-исторического общества Рейнской области и Вестфалии горный инженер Фридрих Гульт сделал доклад по случаю находки. Он определил, что этот предмет является металлическим, имеет почти квадратное сечение, твердость стали и в качестве примесей имеет ничтожный процент никеля. Вся поверхность предмета, в том числе и канавка, покрыта характерными для метеоритов чашечками и тонкой пленкой окиси. Однако главного признака железного метеорита - так называемых видманштеттеновых фигур - он не имел, что не помешало инженеру отнести его к классу голосидеритов (железных метеоритов). Но слишком правильная форма "метеорита" вызвала дискуссии, не утихающие и по сей день. Как известно, форма метеоритов всегда неправильна, а здесь речь шла о "табакерке" размерами примерно с четыре сложенных вместе спичечных коробка. Часть экспертов высказалась за то, что это продукт человеческих рук, часть приняла "соломоново решение" - метеорит, обработанный человеком. В 1919 году американский писатель Ч. Форт предположил, что он был обработан внеземными существами. Уже в наше время высказывалась гипотеза о том, что это древний молоток - канавка на нем служила для крепления веревки, при помощи которой он прикреплялся к деревянной рукоятке. Но самое главное не в этом, а в том, что этот предмет был найден в угле, возраст которого определяется третичным периодом (24,5-67 млн. лет назад). И, несомненно, имеет искусственную обработку! Ископаемые метеориты сами по себе редки, на сегодняшний день их найдено не более десятка, а геометрически правильных метеоритов до сих пор не встречалось вообще. Возникают гипотезы и о естественном происхождении этого объекта.
В 1973 году на о. Булла возле Баку, образованном грязевым вулканом, геолог Ю.Мамедов обнаружил аналоги "Зальцбургского параллелепипеда". Это были каменные подушкообразные шары, окольцованные бороздками, примерно такого же размера. Эти шары являлись продуктом вулканической деятельности, быстрая кристаллизация которых в результате резкого охлаждения разрывала оболочку, после чего и появлялись бороздки. Высказывалось мнение о едином механизме образования объекта из Австрии и шаров из Баку, но условия образования пластов бурого угля невозможны в условиях вулканической деятельности, да и шары с о. Булла были каменными, тогда как параллелепипед был железным. Единого мнения нет до сих пор, всех смущает возраст находки.
Следующим НИО является находка в 1844 г. в Кингудском карьере в Северной Британии стального гвоздя, примерно на дюйм внедренного вместе со шляпкой в твердо спрессованный песчаник. Острие этого гвоздя, почти полностью съеденное ржавчиной, выходило наружу в слой глины. Об этой находке сообщил Британской ассоциации содействия науки естествоиспытатель сэр Дэвид Брюстер - известный и серьезный ученый, сомневаться в искренности которого никто не мог. К сожалению, ни глубина залегания, ни возраст песчаника не известны. Однако по условиям образования этой горной породы это опять же как минимум несколько миллионов лет. В том же Кингуди в куске кварцитовой породы был найден металлический НИО в виде ведерной ручки 23 см в длину. Эксперты установили, что она могла попасть в горную породу 10-12 млн. лет назад. Другая "ведерная ручка" из золота была найдена в куске кварцита врачом в Калифорнии.
В 1869 году в Трежер-Сити штата Невада в куске полевого шпата, добытого на большой глубине, обнаружили металлический винт длиной около 5 см. В 1851 году золотоискатель Хайрем Уитт привез домой в г. Спрингфилд кусок золотоносного кварца размером с мужской кулак. Показывая своим близким, Уитт нечаянно уронил его, кусок раскололся и внутри него оказался чуть тронутый ржавчиной гвоздь. В XVI веке испанский вице-король Перу дон Франциско де Толедо держал в своем кабинете стальной гвоздь длиной 18 см, плотно зацементированный в горной породе. Этот гвоздь был найден в перуанской горной выработке. Критики искусственного происхождения этих предметов объясняют их появление естественными природными процессами: за счет особого рода кристаллизации минеральных растворов или расплавов; за счет замещения пиритом растительных остатков или образования пиритовых стержней в пустотах между кристаллами. Однако пирит есть сернистое железо, и как известно на изломе имеет соломенно-желтый цвет, из-за чего его часто принимали за золото, и кубическую структуру, ясно видимую невооруженным глазом. В описаниях находок ясно говорится о железных "гвоздях", иногда ржавых или чуть тронутых ржавчиной. Если бы это были пиритовые образования, то находчики скорее всего бы назвали их золотыми, а не железными. Отличили же шахтеры в донбасской угольной шахте в 1968 году металлический стержень от настоящего, оказавшийся пиритовым образованием.
Иногда гвоздеобразные НИО принимают за фульгуриты (громовые стрелы), образовавшиеся от удара молнии в горных породах, или за расплавившиеся осколки метеоритов. Но найти след удара молнии много миллионов лет назад очень и очень проблематично, не говоря уже о расплавившемся метеорите. Часто находимые стержнеобразные НИО принимают за скелеты белемнитов - безпозвоночных морских животных, обитавших в юрском (195 млн. лет) и меловом (145 млн. лет) периодах. Они имели цилиндрическую, коническую или сигарообразную форму, по длине достигали 10-20 и даже 50 см. В народе находки скелетов белемнитов называли "чертовыми пальцами". Они имеют ярко выраженную скелетообразную форму и спутать их с чем-либо иным невозможно. Тем более, что белемниты встречаются только в осадочных породах, но никогда - в коренных, таких как полевой шпат или кварц. Однако НИО гвоздеобразны-ми предметами не ограничиваются.
Так, в декабре 1852 года в куске угля, добытого неподалеку от г. Глазго, был обнаружен железный инструмент необычного вида. Некто Джон Бьюкенен представил эту находку в Общество шотландских древностей и сопроводил ее письменными показаниями, данными под присягой пяти рабочих, участвовавших в открытии. Д. Бьюкенен был обескуражен находкой в столь древних пластах орудия, несомненно вышедшего из человеческих рук. Члены общества предположили, что НИО представляет собой часть бугра, оставшегося в глубине при производстве предыдущих изысканий. Но НИО находилось внутри куска угля и пока его не разбили, ничто не выдавало его присутствия в нем, то есть скважины не было, да и бурение в этом районе, как позже выяснилось, никто не проводил.
Еще один НИО был обнаружен в июне 1851 года возле американского города Дорчестер. При производстве взрывных работ среди обломков скалы нашли два куска металлического предмета, разорванного при взрыве. Когда их соединили, то получился колоколообразный сосуд 11,5 см высотой и 16,5 см шириной в основании, а в вершине 6,4 см. Толщина стенок составляла 0,3 см. Металл по цвету напоминал цинк или сплав с добавкой серебра. На поверхности НИО различались шесть изображений цветка или букета, покрытых чистым серебром, а вокруг нижней части "колокола" - лоза или венок, также покрытые серебром. НИО был извлечен из породы, находившейся до взрыва на глубине 4,5 м. По сообщениям журнала "Сайентифик америкэн", в подлинности находки никто не сомневался.
В 1871 году в городе Чилликоте в штате Иллинойс при проходке шахты на глубине 42 м было найдено несколько плоских круглых бронзовых предметов, похожих на монеты. Еще раньше, в 1851 году, в том же Иллинойсе подобные медные кружки были обнаружены на глубине 36 м.
Подводя итог найденным НИО, следует отметить, что как их защитники, так и их критики делают большую ошибку в их интерпретации. Человеку свойственно при определении незнакомых вещей подгонять их внешний вид к уже известным предметам.
Например, один из исследователей "Зальцбургского параллелепипеда" кандидат геолого-минералогических наук В. Авинский показал его фото своим знакомым, никогда не слышавшим о нем раньше, и спросил- что это? Физик назвал его панцирем черепахи, химик - скорлупой грецкого ореха, фотограф увидел полушария мозга, палонтолог категорически отрицал наличие на предъявленном фото створок раковины, а астроном удовлетворился видом необычного портсигара. Защитники теории происхождения НИО от пришельцев или от человека утверждают, что эти, к примеру, гвозди или стержни, сделаны ими. А противники заявляют, что раз уж и были пришельцы, то зачем им разбрасывать по Земле какие-то примитивные гвозди при их высоком уровне техники. Вот если бы найти радиопередатчик размером с горошину, вмонтированную в рог доисторического ящера, тогда бы это служило определенным доказательством палеоконтакта или делом рук высокоразвитых землян.
Но дело в том, что мы не знаем, что это. Эти предметы просто похожи на известные нам гвозди, колокольчики, табакерки и так далее, но на самом деле ими не являются. Нам пока не дано постичь их назначение.
Так чем же являются НИО? Следами космических пришельцев или творением рук человеческих? Оставив теорию о космических пришельцах в стороне, коснемся лишь истории человечества. Как уже было отмечено выше, учеными по археологическим находкам установлен предельный хронологический срок для человека в 2,5 млн. лет. Но НИО обнаруживают в пластах пород, определяемых по возрасту в десятки, а то и сотни миллионов лет! Выходит, человечество намного древнее, чем считается сейчас?! Помимо находок НИО, доказательством этому служат еще и находки черепов динозавров с идеально ровными, похожими на пулевые, отверстиями, находка черепа неандертальца в Родезии в 1928 году со схожим отверстием, череп бизона из Якутии 40-тысячелетней давности, имевшим идеально круглое отверстие, впоследствии еще при его жизни заросшее. Объяснение наличия таких отверстий некоторыми критиками тем, что эти животные были убиты метеоритами, просто смехотворно.
В одесских катакомбах найдены кости" животных, живших миллионы лет назад, и обработанные металлическим орудием. Одним из самых весомых доказательств существования человека на Земле много миллионов лет назад служат его следы, найденные в некоторых местах в ископаемых пластах. Такие следы обнаружены в Трансваале (ЮАР), на Цейлоне, в пустыне Гоби. Так, например, в Техасе находится крупнейшее в мире местонахождение следов динозавров. Оно расположено в русле реки Пэлэкси Ривер в так называемой "долине великанов". Оно было обнаружено в 1930 году К. Стренбергом, насчитавшим здесь около 400 следов динозавров. Динозавры прошли когда-то здесь более 135 млн. лет назад в меловом периоде, и тут же совсем рядом были обнаружены отпечатки ног человека. По расположению следов было похоже, что человек преследовал динозавра. Американский палеонтолог К.Н. Догерти установил, что в этом месте встречаются многочисленные отпечатки следов динозавров различных видов и повсюду рядом сними встречаются следы ног человека. Еще более древние следы босых ног человека были открыты американским геологом Г. Бурру в 1931 году в нескольких милях к северо-западу от Маунт-Вернона. Десять следов человека были найдены в слоях, возраст которых составлял 250 млн. лет!
А это уже каменноугольный период, в слоях которого иногда встречаются НИО. Следы на песчанике оставил человек с размером ступни 24*10 см. Характеристика следов свидетельствует о том, что там, где подошвы оказывают обычно наибольшее давление, песчинки спрессованы сильнее, чем между пальцами и сводом стопы. Это неопровержимо отрицает возможность мистификации. Чтобы это сделать, нужно изменить структуру песчаника тогда же - 250 млн. лет назад.
Безусловно, для историков человечества находки НИО и следов человека вместе со следами динозавров представляют серьёзную проблему. Возможно, и в самом деле многие миллионы лет назад существовала некая до сих пор неизвестная археологическая культура, представители которой и оставили после себя таинственные предметы. Тем не менее, предположение пока ещё остаётся только предположением. Однако не вызывает сомнений тот факт, что НИО - предметы, заслуживающие внимания и достойные планомерного изучения
Рождение славянской письменности
Добавлено: 24 июл 2010, 21:58
казак-дон
Недавно заинтересовался откуда же взялась у славян письменность (кириллица) и что было до этого, здесь несколько точек зрения, я еще больше стал в непонятках
РОЖДЕНИЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
В середине I тысячелетия н. э. славяне заселили огромные территории в Центральной, Южной и Восточной Европе. Их соседями на юге были Греция, Италия, Византия - своего рода культурные эталоны человеческой цивилизации.
Молодые славянские "варвары" постоянно нарушали границы южных соседей. Чтобы обуздать их, и Рим и Византия начали предпринимать попытки обратить "варваров" в христианскую веру, подчинив их дочерние церкви главной - латинской в Риме, греческой в Константинополе. К "варварам" стали направлять миссионеров. Среди посланцев церкви, без сомнения, было немало тех, кто искренне и убежденно исполнял свой духовный долг, да и сами славяне, живя в тесном соприкосновении с европейским средневековым миром, все более склонялись к необходимости войти в лоно христианской церкви. В начале IX века славяне начали принимать христианство.
И тогда встала новая задача. Как сделать доступным для новообращенных огромнейший пласт мировой христианской культуры - священные писания, молитвы, послания апостолов, труды отцов церкви? Славянский язык, различаясь диалектами, долгое время оставался единым: все прекрасно понимали друг друга. Однако письменности у славян еще не было. "Прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, - говорится в Сказании черноризца Храбра "О письменах", - но [считали] и гадали с помощью черт и резов". Однако при торговых сделках, при учете хозяйства или когда нужно было точно передать какое-нибудь послание, а тем более при диалоге со старым миром, вряд ли "черт и резов" оказывалось достаточно. Возникла потребность в создании славянской письменности.
"Когда же [славяне] крестились, - рассказывал черноризец Храбр, - то пытались записывать славянскую речь римскими [латинскими] и греческими письменами без порядка". Эти опыты частично дошли до наших дней: звучащие по-славянски, но записанные в Х веке латинскими буквами главные молитвы, распространенные у западных славян. Или другой интереснейший памятник - документы, в которых греческими буквами записаны болгарские тексты, причем тех времен, когда болгары говорили еще на тюркском языке (позже болгары будут говорить на славянском).
И все же ни латинский, ни греческий алфавит не соответствовал звуковой палитре славянского языка. Слова, звучание которых невозможно правильно передать греческими или латинскими буквами, приводил уже черноризец Храбр: живот, црьквi, чаяние, юность, язык и другие. Но выявилась и иная сторона проблемы - политическая. Латинские миссионеры вовсе не стремились сделать новую веру понятной верующим. В Римской церкви было распространено убеждение, что существуют "лишь три языка, на которых подобает славить Бога с помощью (особых) письмен: еврейский, греческий и латинский". К тому же Рим твердо придерживался позиции, что "тайна" христианского учения должна быть известна только духовенству, а простым христианам достаточно очень немногих специально обработанных текстов - самые зачатки христианского знания.
В Византии на все это смотрели, видимо, несколько иначе, здесь начали подумывать над созданием славянских букв. "Дед мой, и отец мой, и иные многие искали их и не обрели", - скажет будущему создателю славянской азбуки Константину Философу император Михаил III. Именно Константина призвал он, когда в начале 860-х годов в Царьград пришло посольство из Моравии (часть территории современной Чехии). Верхи моравского общества приняли христианство уже три десятилетия назад, но среди них активно действовала церковь германцев. Видимо, пытаясь обрести полную независимость, моравский князь Ростислав просил "учителя, чтобы нам на языке нашем изложили правую веру...".
"Дела этого никто совершить не может, только ты", - напутствовал цесарь Константина Философа. Эта трудная, почетная миссия легла одновременно и на плечи его брата, игумена (настоятеля) православного монастыря Мефодия. "Вы ведь солуняне, а солуняне все чисто говорят по-славянски", - был еще один аргумент императора.
Константин (в пострижении Кирилл) и Мефодий (светское имя его неизвестно) - два брата, стоявшие у истоков славянской письменности. Они действительно происходили из греческого города Солуни (современное его название - Салоники) на севере Греции. По соседству жили южные славяне, и для обитателей Солуни славянский язык, видимо, стал вторым языком общения.
Константин и его брат родились в большой богатой семье, где было семеро детей. Принадлежала она к знатному греческому роду: глава семьи по имени Лев почитался важной персоной в городе. Константин рос младшим. Еще семилетним ребенком (так рассказывает его "Житие") он увидел "вещий сон": ему предстояло из всех девушек города выбрать свою супругу. И он указал на самую прекрасную: "имя же ее было София, то есть Мудрость". Феноменальная память и отменные способности мальчика - в учении он превосходил всех - поражали окружающих.
Неудивительно, что, прослышав об особой одаренности детей солунского вельможи, правитель цесаря призвал их в Царьград. Здесь они получили блестящее по тому времени образование. Знаниями и мудростью Константин снискал себе почет, уважение и прозвище "Философ". Он прославился многими своими словесными победами: в дискуссиях с носителями ересей, на диспуте в Хазарии, где отстаивал христианскую веру, знанием многих языков и прочтением старинных надписей. В Херсонесе, в затопляемой церкви, Константин обнаружил мощи святого Климента, и его стараниями их перенесли в Рим.
Брат Мефодий часто сопровождал Философа, помогал ему в делах. Но мировую известность и благодарную признательность потомков братья получили, создав славянскую азбуку и переведя на славянский язык священные книги. Труд огромный, сыгравший эпохальную роль в становлении славянских народностей.
Итак, в 860-х годах в Константинополь пришло посольство моравских славян с просьбой создать для них азбуку. Однако многие исследователи справедливо полагают, что над созданием славянского письма в Византии начали трудиться, видимо, еще задолго до прихода этого посольства. И вот почему: и создание алфавита, точно отражающего звуковой состав славянского языка, и перевод на славянский язык Евангелия - сложнейшего, многослойного, внутренне ритмизованного литературного произведения, требующий тщательного и адекватного подбора слов, - работа колоссальная. Чтобы ее выполнить, даже Константину Философу и его брату Мефодию "с поспешниками" потребовался бы не один год. Поэтому естественно предположить, что именно эту работу и выполняли братья еще в 50-е годы IX века в монастыре на Олимпе (в Малой Азии на побережье Мраморного моря), где, как сообщает "Житие Константина", они беспрестанно творили молитву Богу, "занимаясь только книгами".
А в 864 году Константина Философа и Мефодия с великими почестями уже принимали в Моравии. Они принесли сюда славянскую азбуку и переведенное на славянский язык Евангелие. Но здесь еще предстояло продолжить начатое дело. В помощь братьям и на обучение к ним определили учеников. "И вскоре (Константин) перевел весь церковный чин и научил их и утрене, и часам, и обедне, и вечерне, и повечерию, и тайной молитве".
Братья пробыли в Моравии более трех лет. Философ, уже страдая тяжелым недугом, за 50 дней до кончины "облекся в святой иноческий образ и... дал себе имя Кирилл...". Когда в 869 году он скончался, ему было 42 года. Умер Кирилл и похоронен в Риме.
Старший из братьев, Мефодий, продолжил начатое ими дело. Как сообщает "Житие Мефодия", "...посадив из учеников своих двух попов скорописцев, перевел быстро и полностью все книги (библейские), кроме Маккавеев, с греческого языка на славянский". Время, посвященное этой работе, указывается невероятное - шесть или восемь месяцев. Умер Мефодий в 885 году.
Появление священных книг на славянском языке имело мощный резонанс в мире. Все известные средневековые источники, откликнувшиеся на это событие, сообщают, как "некие люди стали хулить славянские книги", утверждая, что "ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян". В спор вмешался даже папа римский, благодарный братьям, доставившим в Рим мощи святого Климента. Хотя перевод на неканонизированный славянский язык и противоречил принципам латинской церкви, папа тем не менее осудил хулителей, сказавши якобы, цитируя Писание, так: "Пусть восхвалят Бога все народы".
ЧТО БЫЛО СНАЧАЛА - ГЛАГОЛИЦА ИЛИ КИРИЛЛИЦА?
Кирилл и Мефодий, создав славянскую азбуку, перевели на славянский язык практически все важнейшие церковные книги и молитвы. Но до наших дней дошла не одна славянская азбука, а две: глаголица и кириллица. Обе существовали в IX-X веках. В обеих для передачи звуков, отражающих особенности славянского языка, были введены специальные знаки, а не сочетания двух или трех основных, как практиковалось в алфавитах западноевропейских народов. Глаголица и кириллица почти совпадают по буквам. Порядок букв тоже практически один и тот же (см. таблицу).
Как и в самом первом подобном алфавите - финикийском, а потом и в греческом, славянским буквам тоже дали имена. И они одинаковы в глаголице и кириллице. Первая буква А называлась аз, что означало "я", вторая Б - буки. Корень слова буки восходит к индоевропейскому, от которого происходит и название дерева "бук", и "book" - книга (по-английски), и русское слово "буква". (А может быть, в какие-то далекие времена дерево бука использовалось для нанесения "черт и резов" или, быть может, в дославянские времена была какая-то письменность со своими "буквами"?) По первым двум буквам алфавита составилось, как известно, название - "азбука". Буквально это - то же самое, что греческое "альфабета", то есть "алфавит".
Третья буква В - веди (от "ведать", "знать"). Похоже, автор выбирал названия для букв в азбуке со смыслом: если прочесть подряд первые три буквы "аз-буки-веди", получается: "я буквы знаю". Читать азбуку подобным образом можно и дальше. В обеих азбуках за буквами были закреплены и цифровые значения.
Однако буквы в глаголице и кириллице имели совершенно разную форму. Буквы кириллицы - геометрически просты и удобны для письма. 24 буквы этой азбуки заимствованы из византийского уставного письма. К ним добавили буквы, передающие звуковые особенности славянской речи. Добавленные буквы были построены так, чтобы сохранялся общий стиль азбуки.
Для русского языка использовалась именно кириллица, многажды преображенная и теперь устоявшаяся в соответствии с требованиями нашего времени. Древнейшая запись, сделанная кириллицей, обнаружена на русских памятниках, относящихся к Х веку. При раскопках курганов под Смоленском археологи нашли черепки от кувшина с двумя ручками. На его "плечиках" - отчетливо читаемая надпись: "ГОРОУХША" или "ГОРОУШНА" (читалось: "горухша" или "горушна"), что означает либо "горчичное семя", либо "горчица".
А вот буквы глаголицы невероятно замысловаты, с завитками и петельками. Старинных текстов, написанных глаголицей, больше у западных и южных славян. Как ни странно, но иногда на одном памятнике использовали и ту и другую азбуку. На развалинах Симеоновской церкви в Преславе (Болгария) встретилась надпись, относящаяся примерно к 893 году. В ней верхняя строка выполнена глаголицей, а две нижние - кириллицей.
Неизбежен вопрос: какую из двух азбук создал Константин? К сожалению, ответить на него окончательно так и не удалось. Исследователи пересмотрели, кажется, все возможные варианты, используя всякий раз как будто убедительную систему доказательств. Вот эти варианты:
Константин создал глаголицу, а кириллица - результат ее позднейшего усовершенствования на основании греческого уставного письма.
Константин создал глаголицу, а кириллица к этому времени уже существовала.
Константин создал кириллицу, для чего использовал уже существовавшую глаголицу, "одев" ее по образцу греческого устава.
Константин создал кириллицу, а глаголица развилась как "тайнопись", когда католическое духовенство обрушилось на книги, написанные кириллицей.
И, наконец, кириллица и глаголица существовали у славян, в частности у восточных, еще в их дохристианский период.
Пожалуй, не дискутировался только вариант, по которому обе азбуки создал Константин, что, кстати, тоже вполне вероятно. Действительно, можно предположить, что сначала он создал глаголицу - когда в 50-х годах вместе с братом и помощниками сидел в монастыре на Олимпе, "занимаясь только книгами". Тогда он мог исполнять специальный заказ властей. Византия давно замышляла связать славянских "варваров", становившихся для нее все более реальной угрозой, христианской религией и тем самым подвести их под контроль византийского патриархата. Но сделать это надо было тонко и деликатно, не вызывая подозрений у противника и уважая самооценку молодого и утверждавшего себя в мире народа. Следовательно, надо было ненавязчиво предложить ему как бы "независимую" от имперской, собственную письменность. Это была бы типично "византийская интрига".
Глаголица вполне отвечала необходимым требованиям: по содержанию она достойна талантливого ученого, а по форме выражала определенно самобытное письмо. Это письмо было, видимо, без каких бы то ни было торжественных акций, как бы исподволь "пущено в оборот" и стало использоваться на Балканах, в частности в Болгарии, принявшей крещение в 858 году.
Когда же вдруг моравские славяне сами обратились к Византии с просьбой о христианском учителе, примат империи, выступавшей теперь учителем, можно и даже желательно было подчеркнуть и продемонстрировать. Моравии скоро были предложены кириллица и перевод Евангелия, сделанный кириллицей. Эту работу тоже проделал Константин. На новом политическом витке славянская азбука предстала (а для империи это было очень важно) как "плоть от плоти" византийского уставного письма. Тут уж нечего удивляться и быстрым срокам, указанным в "Житии Константина". Теперь действительно много времени не требовалось - ведь главное было сделано раньше. Кириллица стала чуть-чуть совершеннее, но фактически - это переодетая в греческий устав глаголица.
И СНОВА О СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
За поисками ответов на вопросы, какую из азбук создал Константин (Кирилл) и существовала ли письменность у славян до Кирилла и Мефодия, как-то меньше внимания обращалось на колоссальное значение их огромного труда - перевод христианских книжных сокровищ на славянский язык. Ведь речь идет фактически о создании славянского литературного языка. До появления трудов Кирилла и Мефодия "с поспешниками" в славянском языке просто не существовало множества понятий и слов, которыми можно было бы точно и кратко передать священные тексты и христианские истины. Иногда эти новые слова надо было построить, пользуясь славянской корневой основой, иногда же приходилось оставлять еврейские или греческие (как "аллилуйя" или "аминь").
Когда в середине XIX века эти же священные тексты переводили со старославянского на русский, группе переводчиков понадобилось более двух десятков лет! Хотя задача их была много проще, ведь русский язык все-таки произошел из славянского. А Константин и Мефодий переводили с развитого и утонченного греческого языка на еще очень "варварский" славянский! И братья с честью справились с этой задачей.
У славян же, получивших и азбуку, и христианские книги на родном языке, и литературный язык, резко увеличился шанс быстро приобщиться к культурной мировой сокровищнице и если не уничтожить, то значительно уменьшить культурный разрыв между Византийской империей и "варварами".
Re: Рождение славянской письменности
Добавлено: 24 июл 2010, 21:59
казак-дон
А. Дугин "К вопросу о славянских рунах"
Если принять точку зрения Вирта (немецкий учёный), что северные народы Евразии, жившие в непосредственной близости к изначальной арктической прародине - Гиперборее, дольше других сохранили проторунические системы, хотя их полноценное значение, культовое использование и алфавитно-календарное осмысление были искажены и забыты. Поэтому руника встречается у них в фрагментарном виде, как наследие древнего знания, ключ от которого утерян безвозвратно. Но тем не менее, начиная с 5 века эта поздняя руника синхронно появляется на севере Евразии. Вирт особенно пристально изучал германо-скандинавские области. Но он указывал также на точное соответствие руническим знакам (огласованных однако совершенно иначе) орхонских надписей древних тюрок. Причём тюркская руника появилась почти синхронно с германской, при том что трудно предположить прямое заимствование. С точки зрения простой географической симметрии, бросается в глаза, что между ареалом расселения германо-скандинавских племён и тюрками Сибири располагались как раз древние славяне, перемешанные с угорскими племенами. И об этих славянах черноризец Храбр писал, что они "пишут чертами и резами". Позднеруническое письмо характеризуется как раз тем, что оно вырезалось на дереве или камнях, тогда как, по мнению Вирта, знаки изначальной проторуники были округлы. Таким образом, вполне вероятно, что "черты и резы" были символической системой "славянской руники", являющейся как бы промежуточным слоем между германской и тюркской системами. Указание Храбра на то, что древние славяне "гадают" по резам, указывает на то, что славяне использовали свои руны также, как германцы -они служили им одновременно и азбукой и методом сак-ральных ритуалов (в низшей своей форме - предсказаний).
Поразительно, насколько схожи знаки "Гимна Бояна" и "Велесовой книги" и германские руны. Хотя нельзя исключить и того, что по своим массонским каналам Сулакадзев, к которому сходятся все нити истории с "Велесовой книгой", мог быть в курсе "Хроники Ура-Линды", также стилизованной под руническое письмо. В таком случае (чего нельзя полностью исключить) ценность его документов теряется. При этом не исключено, что, как и в случае с "Ура-Линдой", речь идёт о позднейшей переработке какого-то действительно древнего документа. Важно лишь подойти к этому вопросу объективно и беспристрастно, не впадая в преждевременный энтуазизм, но и без заведомых предрассудков.
Подлинны ли фрагменты сулакадзевской коллекции или нет, у славян должны были быть системы рунического типа, фрагменты которых мы безошибочно встречаем в традиционных славянских вышивках, мифологических сюжетах, орнаментах, обрядах и поверьях.
Антон Платов "Славянские руны"
1. Мир
Форма руны Мир суть образ Древа Мира, Мироздания. Символизирует также внутреннее Я человека, центростремительные силы, стремящие Мир к Порядку. В магическом отношении руна Мир представляет защиту, покровительство богов.
2. Чернобог
В противоположность руне Мир, руна Чернобог представляет силы, стремящие мир к Хаосу. Магическое содержание руны: разрушение старых связей, прорыв магического круга, выход из любой замкнутой системы.
3. Алатырь
Руна Алатырь — это руна центра Мироздания, руна начала и конца всего сущего. Это то, вокруг чего вращается борьба сил Порядка и Хаоса; камень, лежащий в основании Мира; это закон равновесия и возвращения на круги своя. Вечное круговращение событий и неподвижный их центр. Магический алтарь, на котором совершается жертвоприношение суть отражение камня Алатыря. Это и есть тот сакральный образ, который заключен в этой руне.
4. Радуга
Руна дороги, бесконечного пути к Алатырю; путь, определяемый единством и борьбой сил Порядка и Хаоса, Воды и Огня. Дорога — это нечто большее, чем просто движение в пространстве и времени. Дорога — это особое состояние, равно отличное и от суеты, и от покоя; состояние движения между Порядком и Хаосом. У Дороги нет ни начала, ни конца, но есть источник и есть итог... Древняя формула: "Делай, что хочешь, и будь, что будет" могла бы послужить девизом этой руны. Магическое значение руны:стабилизация движения, помощь в путешествии, благоприятный исход сложных ситуаций.
5. Нужда
Руна Вия — бога Нави, Нижнего Мира. Это — руна судьбы, которой не избежать, тьмы, смерти. Руна стеснения, скованности и принуждения. Это и магический запрет на совершение того или иного действия, и стесненность в материальном плане, и те узы, что сковывают сознание человека.
6. Крада
Славянское слово "Крада" означает жертвенный огонь. Это руна Огня, руна устремления и воплощения стремлений. Но воплощение какого-либо замысла всегда есть раскрытие этого замысла Миру, и поэтому руна Крада — это еще и руна раскрытия, руна потери внешнего, наносного — того, что сгорает в огне жертвоприношения. Магическое значение руны Крада — очищение; высвобождение намерения; воплощение и реализация.
7. Треба
Руна Воина Духа. Значение славянского слова "Треба" — жертвоприношение, без которого на Дороге невозможно воплощение намерения. Это сакральное содержание данной руны. Но жертвоприношение не есть простой дар богам; идея жертвы подразумевает принесение в жертву себя самого.
8. Сила
Сила — достояние Воина. Это не только способность к изменению Мира и себя в нем, но и способность следовать Дороге, свобода от оков сознания. Руна Силы есть одновременно и руна единства, целостности, достижение которой — один из итогов движения по Дороге. И еще это руна Победы, ибо Воин Духа обретает Силу, лишь победив самого себя, лишь принеся в жертву себя внешнего ради высвобождения себя внутреннего. Магическое значение этой руны прямо связано с ее определениями как руны победы, руны могущества и руны целостности. Руна Силы может устремить человека или ситуацию к Победе и обретению целостности, может помочь прояснить неясную ситуацию и подтолкнуть к правильному решению.
9. Ветер
Это — руна Духа, руна Ведания и восхождения к вершине; руна воли и вдохновения; образ одухотворенной магической Силы, связанной со стихией воздуха. На уровне магии руна Ветра символизирует Силу-Ветер, вдохновение, творческий порыв.
10. Берегиня
Берегиня в славянской традиции — женский образ, ассоциирующийся с защитой и материнским началом. Поэтому руна Берегини — это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.
11. Уд
Во всех без исключения ветвях индоевропейской традиции символ мужского члена (славянское слово "Уд") связывается с плодородной творческой силой, преображающей Хаос. Эта огненная сила называлась греками Эрос, а славянами — Ярь. Это не только сила любви, но и страсть к жизни вообще, сила, соединяющая противоположности, оплодотворяющая пустоту Хаоса.
12. Леля
Руна связана со стихией воды, а конкретно — Живой, текучей воды в родниках и ручьях. В магии руна Леля — это руна интуиции, Знания вне Разума, а также — весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.
13. Рок
Это — руна трансцендентного непроявленного Духа, который есть начало и конец всего. В магии руна Рока может применяться для посвящения предмета или ситуации Непознаваемому.
14. Опора
Это руна оснований Мироздания, руна богов. Опора — это шаманский шест, или дерево, по которому шаман совершает путешествие на небо.
15. Даждьбог
Руна Даждьбога символизирует Благо во всех смыслах этого слова: от материального богатства до радости, сопутствующей любви. Важнейший атрибут этого бога — рог изобилия, или, в более древней форме — котел неисчерпаемых благ. Поток даров, текущих неиссякаемой рекой, и представляет руна Даждьбога. Руна означает дары богов, приобретение, получение или прибавление чего-либо, возникновение новых связей или знакомств, благополучие в целом, а также — удачное завершение какого-либо дела.
16. Перун
Руна Перуна — бога-громовержца, защищающего миры богов и людей от наступления сил Хаоса. Символизирует мощь и жизненную силу. Руна может означать появление могучих, но тяжелых, сил, могущих сдвинуть ситуацию с мертвой точки или придать ей дополнительную энергию развития. Символизирует также личное могущество, но, в некоторых негативных ситуациях, — могущество, не отягощенное мудростью. Это и подаваемая богами прямая защита от сил Хаоса, от губительного воздействия психических, материальных или любых других разрушительных сил.
17. Есть
Руна Жизни, подвижности и естественной изменчивости Бытия, ибо неподвижность мертва. Руна Есть символизирует обновление, движение, рост, саму Жизнь. Эта руна представляет те божественные силы, что заставляют траву — расти, соки земли — течь по стволам деревьев, а кровь — быстрее бежать по весне в человеческих жилах. Это руна легкой и светлой жизненной силы и естественного для всего живого стремления к движению.
18. Исток
Для верного понимания этой руны следуест вспомнить, что Лед — одна из творческих изначальных стихий, символизирующая Силу в покое, потенциальность, движение в неподвижности. Руна Истока, руна Льда означает застой, кризис в делах или в развитии ситуации. Однако следует помнить, что состояние замороженности, отсутствия движения, заключает в себе потенциальную силу движения и развития (означаемую руной Есть) — так же, как и движение заключает в себе потенциальный застой и замерзание.
Славянские руны
На настоящий момент много уже сказано о родстве германских и славянских языков. По сути, те и другие представляют собой две ветви одного языка, изменившиеся со временем почти до неузнаваемости. Однако же древний этот язык просвечивает все-таки сквозь муть позднейших трансформаций и наслоений. Интересно, что славяне сохранили этот древний язык в гораздо более чистом виде. Так, русское слово хлеб и происходящее от него хлев принадлежат этому языку, но германцы уже в I тысячелетии от Р.Х. утратили их, заменив на современное bread. Сугубо скандинавское, казалось бы, слово ярл (знатный военачальник) происходит от древнего орёл - боевой клички сильнейшего в дружине; но сейчас орёл сохранилось лишь у славян, германцы же (англичане, например) используют слово eagl.
Подобных примеров можно привести много, и один из них - этимологию термина руна - стоит разобрать несколько подробнее, поскольку он имеет самое прямое отношение к теме данного раздела.
Традиционное ныне толкование слова руна устоялось в научной среде еще в конце прошлого столетия. Совершенно справедливо германское runa, rune, обозначающее литеру рунического письма, связывается с готским rыna - “тайна” и др.-нем. глаголом rыnen (совр. нем. raunen) в значении “шептать”. Некое разнообразие в трактовку слова руна внес Найджел Пенник, указавший на его несевероевропейские параллели: др.-кельт. run, ср.-валл. rhin со значением “шепот”, “шептать”; совр. ирл. run “тайна”; шотл.-гэльск. run “жребий”. Однако практически все современные исследователи упускают из вида славянские языки (к слову, гораздо более близкие к скандинавским, чем те же кельтские). Не так обстояло дело в конце XIX - начале XX веков, во время расцвета исследований по славянской рунике.
Так, пытался в свое время связать слово руна с серб. gronic “говорить” польский славист А.Кухарский. Но против такого толкования равно выступали В.Цыбульский и И.Ягич, находя его “сумасбродным”. А вот против более позднего предположения Д.Жунковича ни один исследователь не смог выдвинуть никаких контрдоводов. Версию Жунковича попросту забыли, как это нередко случалось в области славянской рунологии...
Немного отвлечемся. Не позднее самого начала X века в Болгарии монахом Храбром были написаны строки, сохранившиеся до наших дней и вызывающие ныне столько противоречивых, иногда совершенно противоположных по смыслу, суждений: “прежде убо словене не имеху письменъ, ну чрътами и резами чьтеху и гатааху, погани суще...” Мы не будем комментировать здесь слова Храбра (достаточно и без нас комментаторов), но просто бужем иметь их в виду.
...В свое время мне довелось придти к тому же выводу, какой был сделан Жунковичем, независимо от этого исследователя. Меня поразило существование множества славянских рек, носящих загадочное имя Руна. В большинстве случаев этимология этих названий считается невыясненной. Но ведь существует старый славянский корень рун: именно от него происходят рус. рана, ранить, рыть, укр. рилля - “борозда”. По Жунковичу, этот же корень содержит глагол рути - “резать” и существительное руна, означающее “прорез”, “борозда”, ...РЕЗА. Не этими ли резами чьтеху и гатааху древние славяне?
Основа run/ran со значением “резать”, “ранить” была известна и древним германцам, - и удивительно, почему на этот факт не обращают внимание исследователи! Так, знаменитый наконечник копья из Дамсдорфа, датируемый первой половиной I тыс., несет руническую надпись RANJA, переводимую как “Пронзающий”, “Наносящий ранения”, “Ранящий”.
Вероятно, термин руна происходит все же от древнейшей славяно-североевропейской основы со значением “резать” (что выглядит естественным), в то время как появление европейских слов того же корня, но уже носящих значение “тайна”, “говорить в тишине” - вторично, и связано с магическим применением древних резаных знаков. Древних рун.
* * *
Первые доводы в пользу существования славянского рунического письма были выдвинуты еще в начале-середине прошлого столетия; некоторые из приводимых тогда свидетельств ныне отнесены к глаголице, а не к “рунице”, некоторые оказались просто несостоятельными, но ряд доводов сохраняет силу до сих пор. Так, невозможно спорить со свидетельством Титмара, который, описывая славянский храм Ретры, указывает на тот факт, что на идолах храма были нанесены надписи, выполненные “особыми”, негерманскими рунами. Было бы совершенно абсурдно предполагать, что Титмар, будучи человеком образованным, мог бы не узнать стандартные младшие скандинавские руны, если бы имена богов на идолах были бы начертаны ими. Массуди, описывая один из славянских храмов, упоминает некие высеченные на камнях знаки. Ибн Фодлан, говоря о славянах конца I тысячелетия, указывает на существование у них намогильных надписей на столбах. Ибн Эль Недим говорит о существовании славянского докириллического письма и даже приводит в своем трактате рисунок одной надписи, вырезанной на кусочке дерева (знаменитая Недимовская надпись). В чешской песне “Суд Любуши”, сохранившейся в списке IX века, упоминается дески правдодатне - законы, записанные на деревянных досках некими письменами.
На существование у славян рунического письма указывают и многие археологические данные. Древнейшими из них являются находки керамики с фрагментами надписей, принадлежащей черняховской археологической культуре, однозначно связанной со славянами и датируемой I-IV веками от Р.Х. Уже тридцать лет тому назад знаки на этих находках были определены как следы письменности.
Примером “черняховского” славянского рунического письма могут послужить обломки керамики из раскопок у с.Лепесовка (южная Волынь) или глиняный черепок из Рипнева, относящийся к той же черняховской культуре и представляющий собой, вероятно, осколок сосуда. Знаки, различимые на черепке, не оставляют сомнений в том, что это именно надпись. К сожалению, фрагмент слишком мал, чтобы оказалась возможной дешифровка надписи. В целом, керамика черняховской культуры дает весьма интересный, но слишком скудный для осуществления дешифровки материал.
Так, чрезвычайно интересен славянский глиняный сосуд, обнаруженный в 1967 году при раскопках у с.Войсковое (на Днепре). На его поверхность нанесена надпись, содержащая 12 позиций и использующая 6 знаков. Надпись не поддается ни переводу, ни прочтению, несмотря на то, что попытки дешифровки были предприняты. Так, одно время выдвигалось предположение, что, судя по количеству позиций, знаки эти могут быть начальными буквами названий месяцев, а надпись в целом - календарем. Однако, не существует, к сожалению, ни одного славянского языка, ни древнего, ни современного, в котором названия четырех месяцев начинались бы с одной буквы, трех - с другой, двух - с третьей, и оставшихся трех месяцев - с трех разных букв.
В целом неважно, является ли эта надпись надписью в полном смысле слова или же она представляет собой некий осмысленный набор знаков. Читатель, возможо, уже отметил определенное сходство графики этой надписи с графикой рунической. Это действительно так. Сходство есть, и не только сходство - половина знаков (три из шести) совпадают с рунами Футарка. Это руны Дагаз (Футарк, 24), Гебо (Футарк, 7) и второстепенный вариант руны Ингуз (Футарк, 22) - ромб, поставленный на вершину.
Другую - более позднюю - группу свидетельств применения славянами рунического письма образуют памятники, связываемые с венедами, балтийскими славянами. Из этих памятников прежде всего укажем на так называемые Микоржинские камни, обнаруженные в 1771 году в Польше. Еще одним - поистине уникальным - памятником “балтийской” славянской руники являются надписи на культовых предметах из разрушенного в середине XI века в ходе германского завоевания славянского храма Радегаста в Ретре. На этих предметах стоит остановиться чуть более подробно.
После разрушения храма его материальные ценности долгое время считались утерянными или украденными, пока часть их, спустя более полу-тысячелетия, не появилась на свет вновь. Бронзовые изображения богов и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце XVII века; значительно позднее их приобрел некто Андреас Готтлиб Маш, описал и заказал гравюры. Эти материалы были изданы им в 1771 в Германии. Его книга содержит гравюры более шести десятков скульптур и других предметов.
В России большинством исследователей эти предметы почитаются фальшивками, в то время как западные рунологи предпочитают следовать вердикту специальной комиссии, в течение двух лет изучавшей этот вопрос и постановившей, что предметы - подлинные. Кроме того, на мой взгляд, весьма убедительным доводом в пользу подлинности предметов из Ретры является тот факт, что первоначальным владельцем памятников был католический священник. От священника мы гораздо скорее могли бы ожидать уничтожения памятников языческой религии (что и было им сделано в отношении части предметов), но уж никак не изготовления статуй языческих богов с языческими же письменами...
Любопытно, что подобный “нигилизм” российских исследователей в отношении славянской рунической культуры распространяется и на памятники, подлинность которых вообще не может быть подвергнута сомнению. Так, например, в Москве в настоящее время хранится частная коллекция предметов с руническими надписями, обнаруженными в ходе археологических работ в Белоруссии; эта коллекция никогда не была опубликована в академических изданиях, но мы, благодаря помощи А.А.Бычкова, имеем возможность поместить здесь прорисовки некоторых из этих памятников.
Вероятно, не имеет смысла продолжать здесь список подобных памятников, число которых достаточно велико.
Как и руны скандинавских и континентальных германцев, славянские руны восходят, судя по всему, к североиталийским (альпийским) алфавитам. Известно несколько основных вариантов альпийской письменности, которой владели, помимо северных этрусков, живущие по соседству славянские и кельтские племена. Вопрос о том, какими именно путями италийское письмо было принесено в поздние славянские регионы, остается на данный момент полностью открытым, равно как и вопрос о взаимовлиянии славянской и германской руники.
* * *
Необходимо отметить, что руническую культуру следует понимать гораздо шире, чем элементарные навыки письменности - это целый культурный пласт, охватывающий и мифологию, и религию, и определенные аспекты магического искусства. Уже в Этрурии и Венеции (землях этрусков и венедов) к алфавиту относились как к объекту, имеющему божественное происхождение и могущему оказывать магическое воздействие. Об этом свидетельствуют, например, находки в этрусских погребениях табличек с перечислением алфавитных знаков. Это - простейший вид рунической магии, распространенный и на Северо-Западе Европы.
Таким образом, говоря о древнеславянской рунической письменности, нельзя не затронуть вопрос о существовании древнеславянской рунической культуры в целом. Владели этой культурой славяне языческих времен; сохранилась она, судя по всему, и в эпоху “двоеверия” (одновременного существования на Руси христианства и язычества - X-XVI века).
Прекрасный тому пример - широчайшее использование славянами руны Фрейра - Ингуз, описанное нами в Главе третьей.
Другой пример - одно из замечательных вятических височных колец XII века. На его лопастях выгравированы знаки - это еще одна руна. Третьи от краев лопасти несут изображение руны Альгиз, а центральная лопасть - сдвоенное изображение той же руны.
Как и руна Фрейра, руна Альгиз впервые появилась в составе Футарка; без изменений просуществовала она около тысячелетия и вошла во все рунические алфавиты, кроме поздних шведско-норвежских, в магических целях не применявшихся (около X века). Изображение этой руны на височном кольце не случайно. Руна Альгиз - это руна защиты, одно из ее магических свойств - защита от чужого колдовства и злой воли окружающих.
Использование руны Альгиз славянами и их предками имеет очень древнюю историю. В древности часто соединяли четыре руны Альгиз так, что образовывался двенадцатиконечный крест, имеющий, видимо, те же функции, что и сама руна. Вместе с тем следует отметить, подобные магические символы могут появляться у разных народов и независимо друг от друга (как то было описано в 6 разделе второй главы). Примером тому может послужить, например, бронзовая мордовская бляха конца I тысячелетия от Р.Х. из Армиевского могильника.
Одним из так называемых неалфавитных рунических знаков является свастика, как четырех-, так и трехветвевая. Изображения свастики в славянском мире встречаются повсеместно, хотя и нечасто. Это и естественно - свастика, символ огня и, в определенных случаях, плодородия, - знак слишком “мощный” и слишком значительный для широкого использования. Как и двенадцатиконечный крест, свастику можно встретить и у сарматов и скифов.
Чрезвычайный интерес представляет единственное в своем роде височное кольцо, опять же вятическое. На его лопастях выгравировано сразу несколько различных знаков - это целая коллекция символов древней славянской магии. Центральная лопасть несет несколько видоизмененную руну Ингуз, первые лепестки от центра - изображение, ясное еще не вполне. На вторые от центра лепестки нанесен двенадцатиконечный крест, являющийся, скорее всего, модификацией креста из четырех рун Альгиз. И, наконец, крайние лепестки несут изображение свастики. Что же, ювелир, работавший над этим кольцом, создал могучий талисман.
Описание этого уникального височного кольца завершает наш небольшой обзор памятников рунического искусства древних славян. Если смотреть шире и говорить о славянских материальных памятниках древних искусств вообще, включающих в себя, в частности, и прикладную магию, то надо отметить, что объем материала здесь огромен. Величайшая заслуга в изучении и систематизации этого материала принадлежит выдающемуся русскому историку и археологу, академику Б.А.Рыбакову. Его монографии “Язычество древних славян” (М., 1981) и “Язычество древней Руси” (М., 1987), несомненно, являются на данный момент наиболее подробными фундаментальными исследованиями этого вопроса.
Примечания
1. И.В. Ягич Вопрос о рунах у славян / / Энциклопедия славянской филологии. Издание Отделения русскаго языка и словесности. Имп. Акад. Наук. Вып.3: Графика у славян. Спб., 1911.
2. N.Pennick. Rune Magic. L., 1992; The Secret Lore of Runes and Other Ancient Alphabets. L., 1991.
3. D.Zunkovic. Die slavische Vorzeit. Maribor, 1918.
4. В качестве примера приведу р.Руну, впадающую в Верхневолжские озера на границе Тверской и Новгородской областей.
5. Автор просит принимать во внимание определение рунического искусства и рунических знаков, данное им в первом разделе данной главы.
6. См., напр.: М.А.Тиханова. Следы рунической письменности в черняховской культуре. В кн.: Средневековая Русь. М., 1976.
7. А.В.Платов. Культовые изображения из храма в Ретре / / Мифы и магия индоевропейцев, вып.2, 1996.
8. A.G.Masch. Die Gottesdienstlichen Alferfhnmer der Obotriten, aus dem Tempel zu Rhetra. Berlin, 1771.
9. Подробнее см.: А.В.Платов. Памятники рунического искусства славян / / Мифы и магия индоевропейцев, вып.6, 1997
Re: Рождение славянской письменности
Добавлено: 24 июл 2010, 22:01
казак-дон
Сергей Лесной
Откуда ты, "Русь"?
Уже во 2-й половине IX века в Восточной Европе существовало два больших
славянских государства - Новгородское (Русью еще не называвшееся) и
Киевское (носившее имя Руси). Эти государства имели своих князей, свои
династии, свою собственную, довольно высокую культуру и широкие связи в
Европе: в Новгороде отлично знали, что делается на Эльбе, Дунае, Днепре и
на Дону. Представления прежних историков о дикости тогдашних руссов
являются и впрямь дикими, но своему несоответствию с действительностью.
Таким образом, эта проблема оказалась совершенно иной, чем мы когда-то
учили, и не такой, какой она представляется до сих пор иностранцам или
русским в зарубежном рассеянии.
Вторая проблема - о происхождении не государства, а племени Русь: И здесь
выводы коренным образом отличаются от общепринятых взглядов: Русь оказалась
на много веков древнее, что засвидетельствовано историче
скими документами, на которые раньше не обратили должного внимания. Кроме
того, выяснилось, что племя Русь появилось в Восточной Европе не испокон
веков, а, по-видимому, в начале нашей эры иди на рубеже старой и новой. Оно
является только восточным отрогом древнего племени Русь, которое уже было
отмечено в Средней Европе историками для I века "нашей эры. Поэтому мы
можем утверждать, что Русь происходит из Средней Европы, где в настоящее
время она истреблена, но существовала как минимум до конца XII века. Однако
ее восточный отрог от Карпат и до Днепра уцелел и имеет ту историю, которую
мы знаем под именем истории Руси. Впрочем, писаная история Киевской Руси,
по меньшей мере, на 400 лет древнее, чем это до сих пор принималось. И этот
срок еще не крайний, не окончательный. Мы имеем все основания надеяться,
что он после дальнейших исследований будет, отодвинут еще более в глубь
времен.
Третья проблема - проблема славянства. Так как корень племени Русь лежит в
Средней Европе, сам собой является вопрос: откуда вообще славяне попали в
Европу и какое место среди других славянских племен занимают руссы?
Исследование убедило автора, что теория прихода славян из Азии
недоказательна, достоверных фактов нет. Исторические и археологические
данные свидетельствуют, что славяне в Европе автохтоны, т. е. коренные
жители. Если же они когда-то и появились в Европе из других стран, то это
было в то время, когда эта ветвь индоевропейских народов еще не
сформировалась и не освободилась от других ветвей в достаточной степени.
По-видимому, становление славян произошло в Европе.
Исследуя корни славян, автор столкнулся с поразительным фактом, не
объясненным и вовсе не оцененным историками (мы будем дальше говорить об
европейских историках, ибо лишь они и занимались историей Западной Европы):
для славян, самого крупного и в прошлом, и в настоящем народа Европы, не
находится места, когда речь заходит об их происхождении! Все народы:
германцы, романцы, кельты, утро-финны и т. д. - имеют свою родину, но не
славяне.
Коренной областью славян историки считали... Полесье, т. е. область, в
прошлом совершенно не пригодную для житья человека! В настоящее время
многие отвергают эту теорию и приписывают славянам происхождение из
причерноморских степей или области к северу от Карпат и далее. Но все эти
теории не решают вопроса, а только отодвигают его в сторону. Это лишь
псевдо-решение.
На основании исследования первоисточников (о чем автор не имеет возможности
говорить здесь пространно) автор пришел к выводу, что вся Средняя Европа,
от устья Эльбы до устья Дуная, была издревле заселена славянами. Ошибка
заключается в том, что историки, главным образом немецкие, приняли огромное
количество славянских племен за германские. Родилась даже дикая теория о
существовании германцев уже в первые века нашей эры от Рейна и до... Дона!
При таком допущении, естественно, на карте Европы никак не могли найти
места для славянских племен.
На деле же руги, вандалы, лужичи, карпы, бастарны и другие были не
германцами, а славянами.
Особенно диким оказалось представление, что готы были германцами. На самом
деле это были геты, народ древнейшего корня, ничего общего с германцами не
имеющий. Иордан, историк VI века, желая возвеличить так называемых готов,
прилепил к их истории многовековую историю гетов, очевидно, пользуясь
сходством названий.
Выяснилось также, что нашествие гуннов вовсе не было типичным нашествием
азиатов-кочевников. Они были в Европе и до 375 г. И появились в Крыму не
потому, что прорвались через Керченский пролив, а потому, что случайно
открыли возможность проникнуть в Крым через Арабатскую стрелку.
Мы не будем останавливаться на других важнейших и интереснейших
подробностях. Скажем лишь, что наши исследования привели нас к убеждению,
что начальную историю Европы надо написать заново и огромной роли славян
дать в этой истории надлежащее место.
Четвертая проблема - это проблема письменности у славян. Письменность -
важнейший показатель культуры. Славяне, издревле жители Европы,
сталкивавшиеся с греками и римлянами за века до нашей эры, не могли не
иметь своей письменности, ибо были не менее людьми, чем кельты, о которых
еще Цезарь, т. е. до начала нашей эры, писал, что они пользуются греческими
буквами для своей письменности. И действительно, мы имеем доказательства,
что древние славяне пользовались особой системой рун. Надписи рунами
сохранились до сих пор. Автору удалось найти доказательства, что и так
называемая глаголица, и кириллица употреблялись гораздо раньше того
времени, которое им до сих пор приписывали.
Глаголица, по-видимому, изобретена в конце IV века епископом Ульфилой.
Именно на этом алфавите была Библия, переведенная им для славян. Ничего
общего с так называемым "кодекс аргентеусом" эта Библия не имела. Готский
"кодекс аргентеус" на самом деле написан не Ульфилой и не на готском, а
лонгобардском языке.
Кириллица применялась задолго до св. Кирилла. Уже в 861 году последний
встретил в Херсонесе (Крым) русина, у которого были Евангелие и Псалтырь,
написанные кириллицей. Св. Кирилл лишь усовершенствовал алфавит.
Несомненно, имелись и другие формы и попытки славян в разных местах решить
проблему своей письменности. Однако материалы по этому вопросу не собраны и
не изучены, ибо, очевидно, препятствие было в том, что не видели надобности
в изучении "неисторического народа". Теперь же, когда эти "неисторические"
народы переворачивают вверх дном жизнь "исторических", поравзяться и за эту
темную, почти не исследованную область.
Пятая проблема - проблема "Влесовой книги". Это совершенно не изученный и
лишь на 3/4 недавно опубликованный источник - по всей видимости, летопись
языческих русских жрецов, начинающаяся событиями задолго до нашей эры и
доведенная до Аскольда и Дира, но не захватившая вовсе Олега. Это,
по-видимому, древнейший русский оригинальный источник, которым мы
располагаем. Написан он, в сущности, на неизвестном славянском языке,
представляющем огромные трудности для нашего нынешнего понимания. Излагает
он как события уже упоминавшиеся в истории, так и, в большинстве случаев,
зафиксированные впервые, ибо касается эпохи, вовсе не затронутой летописью
Нестора. Имеется много данных о религии древних руссов, которая по сущности
своей была монотеистической. Руссы веровали в Троицу, бессмертие души, рай
и т. д. Приводится много обычаев, связанных с религией, несколько
изумительно красивых поэтических образов и т. д.
Но весь этот источник - груда совершенно хаотического материала без начала
и конца, с огромным количеством испорченных и утерянных мест. Объем
предстоящей работы просто неописуем, ибо касается материала, занимающего до
3 печатных листов. Когда и кто это сделает - неизвестно. Одно можно
сказать: открытие выдающееся, переворачивающее все наши представления о
прошлом.
Кое-что автору этих строк все же удалось сделать, но, разумеется, не в той
форме и объеме, как это следует, ибо автор написал труд не для
специалистов, а для широкого, но вдумчивого читателя.
Из вышесказанного следует, что большинство материала книги будет вовсе
новым и для рядового читателя. Придется очень и очень задуматься над
многими вопросами нашего национального и политического бытия.
В процессе писания этой книги многое пришлось пересмотреть из того, что
было чуть ли не постулатом в душе автора. Прежде всего выяснилось, что ни
русским, ни другим славянам не следует заниматься самоуничижением и тем
паче самооплевыванием.
Славяне прошли очень долгий и трудный исторический путь. Многие другие
народы и их империи пали, а славяне остались. Остались, несмотря на
братоубийственные войны и бесконечную борьбу с внешними врагами.
Три основные черты славян определяют их жизнестойкость: необыкновенное
трудолюбие, доходящее иногда до самоистязания, любовь к родине, часто даже
не осознанная умом, и талантливость.
Интересно,
однако, отметить, что в 1648 году гетман Богдан Хмельницкий обратился по
случаю войны с Польшей к казакам с воззванием, в котором он призывал
следовать примеру их славных и воинствующих предков, владевших под
руководством Одонацера (Одоакра) 14 лет Римом. Таким образом, еще в 1648
году украинские казаки официально считали Одоакра и его русинов своими
предками. И это, конечно, стало им известно не благодаря каменной плите в
Зальцбурге. Эта традиция была настолько сильна, что, когда Богдан
Хмельницкий умер в 1657 году, Самийло Зорка, генеральный писарь
Запорожского войска, стоя у гроба, говорил: "Милый вождю! Древний русский
Одонацер!" Иначе выражаясь, он сравнивал по значению Хмельницкого со
значением в древности Одоакра. С годами эта традиция (верна ли она или нет
- неважно), связывавшая украинских казаков с русинами Одоакра, исчезла
ввиду утраты ими государственности, а московиты того времени ее вовсе не
имели, однако документы уцелели и историческая нить восстанавливается.
Русские историки в глубь веков дальше Рюрика и Олега не заглядывали. А
между тем "русины" Олега имели гораздо более древнюю историю, уводившую их
на запад вне пределов того, что называлось Россией. Истинный ход событий,
однако, будет рано или поздно восстановлен.