Re: Курская усадьба Маньшина М. И.
Добавлено: 25 июл 2015, 12:52
Добрый день. Сегодня будем знакомится с моей малой Родиной, а именно с тем местом где я живу, это п. Поныри. В одной из книг о Поныровской земле есть легенды об этом месте.
Легенды земли поныровской
С названием Поныри связано множество легенд. С давних времён они живут в народе и передаются от поколения к поколению. Вот некоторые из них:
Легенда первая
Давным-давно, много лет назад, росли здесь могучие деревья, были дремучие не проходимые леса, их окружали топкие болота... Живности было там видимо-невидимо: и злые вепри, и медведи, и волки...
Ну, зайцы, ежи, белки, лисички, бобры и другая мелочь, само собой... А ещё говорят, что после ледника и мамонты заглядывали.
Но в самом непроходимом, в самом глухом и дремучем месте жил разбойник Поныр! Уж не потому ли мимо того дремучего леса не ездил никто тридцать лет. И только былинный богатырь Илья Муромец не поворотил коня своего, а поехал дорогой прямоезжею. Заслушался русский богатырь соловьев наших курских и добрался до шайки Поныра. И победил Илья Муромец Соловья-разбойника, как в сказке сказано.
Былинный богатырь Илья Муромец личность, тем не менее, историческая, свой путь из Мурома в Киев держал по течению Оки до её истока. Далее, по былине, хотел он пробираться через леса брянские, «грязи смоленские», а поехал «дорогой прямоезжею, тридцать лет не езженой-не хоженой».
Почему бы и сказке не поселиться на Поныровской земле?
Если посмотреть на карте, прямой путь от истока Оки к Чернигову и Киеву пролегает как раз по руслам Поныровских речек. А может быть местечко Городище, что во 2-х Понырях, и есть то самое обиталище Соловья-разбойника, а речушка Смородинка, что протекает по селам Нижнесмородино и Верхнесмородино, и есть та самая былинная речка Смородина?
Легенда вторая
200 лет с тех пор прошло, а то и больше. Как-то по весне, а, может, и лето уже наступило (на лошадях — не на поезде скором ехать) проезжала императрица Екатерина II со своей свитой в Петербург с юга через наши места. И все было очень замечательно. Погода прекрасная, дорога — сорок локтей ширины, карета с рессорами (сами понимаете — царская), кони, что птицы летят. Еще бы! Рысаки орловские, деревни потемкинские, крестьяне в нарядных одеждах с хлебом-солью, с приветами да с поклонами матушку-Катерину встречают. А больше всего понравилось царице пение соловьев наших, курских.
Но вдруг, у самой Красной Рощи небо потемнело... Гром! Молния! Опять гром! Ливень, как из ведра, град! Тут и у простого человека настроение испортится, не то, что у царицы... Рысаки, конечно, понесли, рессоры поломались. Бедную царскую карету бросало то вверх, то вниз, то вправо, то влево! Каскады грязи летели во все стороны. Карета буквально ныряла в нашу черноземную жижу, пока не застряла совсем. После ливня засветило солнышко, и пока слуги вытаскивали карету, Екатерина II промолвила: «Хорошо же мы тут по-ны-ра- ли»... И, любуясь прекрасной радугой, добавила:«Что за место? Какие-то Поныры!». Именно отсюда, утверждают некоторые старожилы, и произошло название Поныри.
Известно, что, возвращаясь из Крыма, императрица Екатерина II ехала через Курск и Орел. 16 июня в 1787 году государыня Екатерина останавливалась на ночлег в селе Ольховатка. До сих пор Ольховатцы называют одно из местечек в селе «Катин верх».
Легенда третья
Говорят, что по нашим косогорам и лощинам протекала когда-то маленькая, но быстрая речка. И за то, как она, извиваясь, ныряла между лесами, оврагами, полянами, называли ее Понырка. А по названию речек и местность обычно называется: отсюда и Поныри.
Поныровский район расположен в лесостепной природной зоне на склонах среднерусской возвышенности. Здесь находятся истоки рек, которые вытекают из многочисленных родничков. Рельеф местности равнинный, овражно-балочный.
С третьей легендой перекликается еще одна версия «странного» названия «Поныри».
Протекающий по болотистой местности ручей с часто пропадающим руслом жители окрестили «поныра», а возникший близ него хуторок «Поныров». Впоследствии это слово трансформировалось в «Поныри».
Легенда четвертая
Говорят, хан Мамай хотел в Москву въехать на золотом коне. Но после поражения отступали татары в Крым по Сакме (дорога, вытоптанная татарской конницей) через наши поныровские земли.
Тяжелой ношей для крымских татар оказался золотой конь. Что делать? Всю ночь думал хан татарский. Всю ночь горели костры у ханского шатра. А когда стало светать, увидел хан в утреннем тумане холмы (те, что Тепловскими высотами называются) и приказал закопать золотого коня и на месте том насыпать огромный курган — такой же, как те холмы. Семь дней и ночей трудилось войско татарское, семь дней и ночей носили воины землю на то место, где зарыли золотого ордынского коня. И насыпали татары такой же курган, как Тепловские высоты, и ушли, ускакали их кони на юг, в Крым, отступило войско татарское.
Зарос травами курган. На самой вершине его стали расти деревья. И вскоре весь курган покрылся лесом, и уже невозможно отличить в гряде высот у Теплого и Ольховатки, какой из холмов насыпали татарские воины. А золотой конь и по сей день спрятан под одним из холмов — так гласит легенда...
Легенда пятая
Среди поныровских старожилов до сих пор бытует легенда о том, что великий русский поэт А. С. Пушкин во время турецкого похода 1829 года, направляясь из Москвы на Кавказ, проезжал по восточной окраине современного Поныровского района. Конечно, это всего лишь версия, но обратимся к путевым заметкам Пушкина «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года». В главе первой он пишет: «Из Москвы поехал я на Калугу, Белев и Орёл, и сделал таким образом двести вёрст лишних (...). Мне предстоял путь через Курск и Харьков; но я своротил на прямую тифлисскую дорогу, жертвуя хорошим обедом в курском трактире (...). До Ельца дороги ужасны. Несколько раз коляска моя вязла в грязи, достойной грязи одесской. Мне случалось в сутки проехать не более пятидесяти вёрст. Наконец увидел я воронежские степи и свободно покатился по зелёной равнине».
Достоверно известно, что Пушкин проезжал через Малоархангельск. Если теперь, руководствуясь этими записями, прочертить по карте дорог Курской области примерный маршрут, видно, что путь поэта вполне мог краешком пролегать через наш район.
Можно не верить легенде, но с давних времён именно Пушкин был в наших краях одним из любимых поэтов. Ещё до войны его стихотворения знали даже неграмотные: кто-то читал, остальные запоминали на слух. А сам Александр Сергеевич воспринимался если не как друг, то как близкий или знакомый.
Легенды земли поныровской, народные предания... Они, основываясь на реальных событиях, дошли до нас через века в устном пересказе наших предков. И пусть для новых поколений эти легенды станут источником вдохновения и гордости за свою малую Родину.
Материал взят из книги: Поныровский район. Страницы истории. Составитель З. И. Бабич
Легенды земли поныровской
С названием Поныри связано множество легенд. С давних времён они живут в народе и передаются от поколения к поколению. Вот некоторые из них:
Легенда первая
Давным-давно, много лет назад, росли здесь могучие деревья, были дремучие не проходимые леса, их окружали топкие болота... Живности было там видимо-невидимо: и злые вепри, и медведи, и волки...
Ну, зайцы, ежи, белки, лисички, бобры и другая мелочь, само собой... А ещё говорят, что после ледника и мамонты заглядывали.
Но в самом непроходимом, в самом глухом и дремучем месте жил разбойник Поныр! Уж не потому ли мимо того дремучего леса не ездил никто тридцать лет. И только былинный богатырь Илья Муромец не поворотил коня своего, а поехал дорогой прямоезжею. Заслушался русский богатырь соловьев наших курских и добрался до шайки Поныра. И победил Илья Муромец Соловья-разбойника, как в сказке сказано.
Былинный богатырь Илья Муромец личность, тем не менее, историческая, свой путь из Мурома в Киев держал по течению Оки до её истока. Далее, по былине, хотел он пробираться через леса брянские, «грязи смоленские», а поехал «дорогой прямоезжею, тридцать лет не езженой-не хоженой».
Почему бы и сказке не поселиться на Поныровской земле?
Если посмотреть на карте, прямой путь от истока Оки к Чернигову и Киеву пролегает как раз по руслам Поныровских речек. А может быть местечко Городище, что во 2-х Понырях, и есть то самое обиталище Соловья-разбойника, а речушка Смородинка, что протекает по селам Нижнесмородино и Верхнесмородино, и есть та самая былинная речка Смородина?
Легенда вторая
200 лет с тех пор прошло, а то и больше. Как-то по весне, а, может, и лето уже наступило (на лошадях — не на поезде скором ехать) проезжала императрица Екатерина II со своей свитой в Петербург с юга через наши места. И все было очень замечательно. Погода прекрасная, дорога — сорок локтей ширины, карета с рессорами (сами понимаете — царская), кони, что птицы летят. Еще бы! Рысаки орловские, деревни потемкинские, крестьяне в нарядных одеждах с хлебом-солью, с приветами да с поклонами матушку-Катерину встречают. А больше всего понравилось царице пение соловьев наших, курских.
Но вдруг, у самой Красной Рощи небо потемнело... Гром! Молния! Опять гром! Ливень, как из ведра, град! Тут и у простого человека настроение испортится, не то, что у царицы... Рысаки, конечно, понесли, рессоры поломались. Бедную царскую карету бросало то вверх, то вниз, то вправо, то влево! Каскады грязи летели во все стороны. Карета буквально ныряла в нашу черноземную жижу, пока не застряла совсем. После ливня засветило солнышко, и пока слуги вытаскивали карету, Екатерина II промолвила: «Хорошо же мы тут по-ны-ра- ли»... И, любуясь прекрасной радугой, добавила:«Что за место? Какие-то Поныры!». Именно отсюда, утверждают некоторые старожилы, и произошло название Поныри.
Известно, что, возвращаясь из Крыма, императрица Екатерина II ехала через Курск и Орел. 16 июня в 1787 году государыня Екатерина останавливалась на ночлег в селе Ольховатка. До сих пор Ольховатцы называют одно из местечек в селе «Катин верх».
Легенда третья
Говорят, что по нашим косогорам и лощинам протекала когда-то маленькая, но быстрая речка. И за то, как она, извиваясь, ныряла между лесами, оврагами, полянами, называли ее Понырка. А по названию речек и местность обычно называется: отсюда и Поныри.
Поныровский район расположен в лесостепной природной зоне на склонах среднерусской возвышенности. Здесь находятся истоки рек, которые вытекают из многочисленных родничков. Рельеф местности равнинный, овражно-балочный.
С третьей легендой перекликается еще одна версия «странного» названия «Поныри».
Протекающий по болотистой местности ручей с часто пропадающим руслом жители окрестили «поныра», а возникший близ него хуторок «Поныров». Впоследствии это слово трансформировалось в «Поныри».
Легенда четвертая
Говорят, хан Мамай хотел в Москву въехать на золотом коне. Но после поражения отступали татары в Крым по Сакме (дорога, вытоптанная татарской конницей) через наши поныровские земли.
Тяжелой ношей для крымских татар оказался золотой конь. Что делать? Всю ночь думал хан татарский. Всю ночь горели костры у ханского шатра. А когда стало светать, увидел хан в утреннем тумане холмы (те, что Тепловскими высотами называются) и приказал закопать золотого коня и на месте том насыпать огромный курган — такой же, как те холмы. Семь дней и ночей трудилось войско татарское, семь дней и ночей носили воины землю на то место, где зарыли золотого ордынского коня. И насыпали татары такой же курган, как Тепловские высоты, и ушли, ускакали их кони на юг, в Крым, отступило войско татарское.
Зарос травами курган. На самой вершине его стали расти деревья. И вскоре весь курган покрылся лесом, и уже невозможно отличить в гряде высот у Теплого и Ольховатки, какой из холмов насыпали татарские воины. А золотой конь и по сей день спрятан под одним из холмов — так гласит легенда...
Легенда пятая
Среди поныровских старожилов до сих пор бытует легенда о том, что великий русский поэт А. С. Пушкин во время турецкого похода 1829 года, направляясь из Москвы на Кавказ, проезжал по восточной окраине современного Поныровского района. Конечно, это всего лишь версия, но обратимся к путевым заметкам Пушкина «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года». В главе первой он пишет: «Из Москвы поехал я на Калугу, Белев и Орёл, и сделал таким образом двести вёрст лишних (...). Мне предстоял путь через Курск и Харьков; но я своротил на прямую тифлисскую дорогу, жертвуя хорошим обедом в курском трактире (...). До Ельца дороги ужасны. Несколько раз коляска моя вязла в грязи, достойной грязи одесской. Мне случалось в сутки проехать не более пятидесяти вёрст. Наконец увидел я воронежские степи и свободно покатился по зелёной равнине».
Достоверно известно, что Пушкин проезжал через Малоархангельск. Если теперь, руководствуясь этими записями, прочертить по карте дорог Курской области примерный маршрут, видно, что путь поэта вполне мог краешком пролегать через наш район.
Можно не верить легенде, но с давних времён именно Пушкин был в наших краях одним из любимых поэтов. Ещё до войны его стихотворения знали даже неграмотные: кто-то читал, остальные запоминали на слух. А сам Александр Сергеевич воспринимался если не как друг, то как близкий или знакомый.
Легенды земли поныровской, народные предания... Они, основываясь на реальных событиях, дошли до нас через века в устном пересказе наших предков. И пусть для новых поколений эти легенды станут источником вдохновения и гордости за свою малую Родину.
Материал взят из книги: Поныровский район. Страницы истории. Составитель З. И. Бабич