9 июля - праздник Тихвинской иконы Божией Матери

Аватара пользователя
Вадим из Ростова
Завсегдатай
Сообщения: 7278
Зарегистрирован: 19 май 2009, 13:26
Город: Ростов-на-Дону
Подпись: Вадим
Откуда: Ростов-на-Дону
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 3 раза

9 июля - праздник Тихвинской иконы Божией Матери

Сообщение Вадим из Ростова »

В июле много праздников. Сегодня, 9 июля, праздник Тихвинской иконы Божией Матери.
http://www.vidania.ru/icony/icon_tihvinskaya.html (здесь много изображений Тихвинской иконы)
Одна из особо почитаемых на Руси святынь. Считается, что этот образ был создан святым евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. До XIV века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно летописи, в этом же году на Руси икона явилась перед рыбаками на Ладожском озере близ города Тихвина.

В древних летописях описано, как в 1383 году над водами озера в лучезарном свете явилась икона Божией Матери с Богомладенцем на руках, переносимая неведомою силою по воздуху. Несколько раз икона опускалась на землю, но после того, как на этом месте начиналось строительство храма, икона вновь чудесным образом перемещалась, пока не остановилась в болотистом месте близ Тихвина.

С радостью приступил народ к строительству храма на месте, окончательно выбранном Богородицей для пребывания Её иконы. Впоследствии на этом месте был выстроен каменный храм, а затем устроен Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь.

Перед Тихвинской иконой совершилось много чудес и исцелений, не раз спасала она Тихвинскую обитель от шведов, осаждавших монастырь в течение трёх лет, с 1613 по 1615 год. Всякий раз по молитвам отчаявшихся защитников Пресвятая Богородица своим заступничеством помогала им обращать в бегство в несколько раз превышающие силы противника. С тех пор икона считается покровительницей северо-западных земель России.

В 1944 году будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (Гарклавс) и мирянин по имени Сергий (впоследствии его приёмный сын), спасая чудотворный образ, увезли его в Европу, а затем – в США. Перед своей кончиной в 1982 году архиепископ Иоанн завещал своему приёмному сыну, протоиерею Сергию Гарклавсу, заботиться об иконе и вернуть её России тогда, когда в стране изменится отношение светской власти к Церкви и будет восстановлен Тихвинский монастырь. Торжественное возвращение святыни произошло в июне 2004 года.

День празднования: 9 июля (26 июня по старому стилю).
Еще об иконе

Тихвинская икона Божией Матери (Одигитрия) - одна из самых почитаемых в России чудотворных икон Богоматери. Согласно сказанию, составленному на основе местного предания в конце 15 века, икона чудесным образом явилась в северных русских землях, остановившись «на воздухе» над рекой Тихвинкой в Новгородской области, где для нее была сооружена церковь Успения. Год явления иконы, по сказанию — 1383 (княжение Дмитрия Донского, при митрополите Пимене), был выбран, вероятно, потому, что в 1380-е годы на Русь было привезено несколько икон Одигитрии. Предыстория Тихвинской иконы общая с константинопольской Одигитрией. В повесть на Сретение чудотворной Владимирской иконы (середина — вторая половина 16 века) включен рассказ о явлениях Богоматери на Русской земле, в котором Одигитрия Лиддская (Римская) отождествлена с явившейся на реке Тихвинке иконой. На протяжении 16-17 веков сказание о Тихвинской иконе обогащалось новыми историческими сведениями и чудесами (построение трижды сгоравшей Успенской церкви на Тихвинке, посещение Тихвина великими московскими князьями Василием III в 1526 и Иваном Васильевичем в 1547, основание монастыря Иваном Грозным в 1560, осада монастыря шведами в 1613 и т. д.), которые изображались в клеймах икон Богоматери Тихвинской с чудесами (икона из Благовещенского собора Московского Кремля середины 16 века с изображением в клейме Ивана Грозного и новгородского архиепископа Макария, аналогичные иконы 16-17 веков из Тихвинского монастыря и др.).

По иконографии Тихвинская Одигитрия напоминает Иверскую, от которой отличается изображением скрещенных ног Младенца Христа с развернутой к зрителю подошвой. В 19 веке Тихвинская икона почиталась по всей России, особенно к ней прибегали при болезнях детей. В Тихвинском монастыре ежегодно совершалось 24 крестных хода с чудотворной иконой. В начале 20 века на иконе был массивный драгоценный оклад, перед ней висела золотая лампада. Списки иконы многочисленны; имеются местночтимые чудотворные образы. Чудотворная Тихвинская икона из Тихвинского монастыря в настоящее время хранится в Чикаго в США.

Празднование — 26 июня (9 июля).
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Еще интересная статья "Слезоточивая Тихвинская икона Божией Матери на Афоне"
http://expertmus.livejournal.com/77581.html#cutid1
Изображение
Тропарь пред иконой Божией Матери «Тихвинской», глас 4:

Днесь, яко солнце пресветлое, / возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, / лучами милости мир просвещающи, / юже великая Россия, / яко некий дар Божественный,/ свыше благоговейне восприемши, / прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, / и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. / Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице, / да сохранит вся грады и страны христианския / невредимы от всех навет вражиих / и спасет верою покланяющихся Его Божественному / и Твоему пречистому образу, // Дево Неискусобрачная.

Празднество 26 июня / 9 июля установлено в память явления Тихвинской иконы Божией Матери в 1383 г.: http://expertmus.livejournal.com/34528.html

Изображение
Тихвинская икона Божией Матери на Афоне является списком с чудотворной Тихвинской иконы и находится в Ильинском скиту, в левом киоте Соборного храма (см. илл.). Согласно преданию, 17-го февраля 1877 года она прославилась чудесным истечением слез. О чуде, происшедшем от этой иконы, свидетельствует надпись за печатью скита: «1877 года 17 дня, в четверток на второй неделе святой Четыредесятницы, после отправленных часов в соборной церкви во имя святого пророка Илии, в третьем часу дня мы, нижеподписавшиеся семь человек, увидели на иконе Божией Матери Тихвинской, находящейся в киоте за престолом в алтаре этой соборной церкви, явный мокрый след слез, пролитых из правого глаза Божией Матери через всю икону вниз и кои все остановились на раме иконы, а на левом глазе стояла одна большая капля слезы, которая минут через 10 при нас скатилась на полвершка вниз. Мы в это время эти слезы вытерли ватою начисто и самую икону вынимали из киота для осмотрения ее с обеих сторон; она оказалась совершенно сухою, а после поставили оную на свое место и, все вышедши, заперли церковь с тем, чтобы туда никто не входил…».

Три часа спустя, в половине седьмого, братия вошла в церковь – было как раз время вечерни. На иконе они увидели следы слез, уже пролитых из обоих очей Богоматери. Из правого глаза через всю икону вниз остался след от слезы. Он был заметен на правой ланите, груди и на раме. Из левого же глаза следы слез остались на благословляющей деснице Младенца Иисуса, и вся рука оказалась замоченной слезами. Далее же следов слез не было. Самое удивительное, что слезы на ручке Спасителя стояли на протяжении часа, в течение которого вся братия в изумлении смотрела на чудо. Тогда же была замечена большая капля слезы в левом глазу. Пятнадцать минут спустя она скатилась по иконе вниз. В глазах Богоматери все это время стояли слезы. Монахи вытерли их, и больше, по свидетельствам очевидцев, слез не было. В конце надписи значится: «В истинном показании всего этого и свидетельствуем собственноручною подписью и приложением нашей Ильинской обители печати. 21 февраля 1877 года Русского общежительного скита Святого Пророка Илии настоятель иеросхимонах Андрей, иеромонах Паисий, иеромонах Каллист, иеромонах Лаврентий, иеромонах Феоктист, монах Мануил и монах Герасим». С той поры каждый год празднуется 17 февраля – день почитания Богоматери. Русский Царь Александр II, которому стало известно о чудесном истечении слез, взял икону из афонского Ильинского скита на фронт Русско-турецкой войны.

Изображение
Для справки: Фельдмаршал Б.П.Шереметев был спасен от пули образком Тихвинской иконы во время Полтавского боя. Он основал в своем имении Борисовский Тихвинский женский монастырь, а его потомки поколение за поколением дарили иконе в Тихвине богатые подарки. Тихвинскую икону Божией Матери почитали все российские императоры и императрицы. По их повелению, с чудотворного образа снимали списки. В 1812 г. с иконы был сделан великолепный список, который называется «Тихвинская-Ополченная». С этим списком чудотворного образа русские воины шли в битву и одолевали французов. «Тихвинская дружина ополчения в 1812 году, сентября в 14 день исходя на брань против Галлов и сообщников их двадесяти язык, вторгшихся в Отечество наше, в самыя недра России, получила от чудотворныя Тихвинския Пресвятыя Богородицы иконы, по отпении Ей молебна, чрез Тихвинскаго Архимандрита Самуила, в благословение сию Богоматери икону, которую воины сии во всех достохвалъных против неприятеля подвигах имея предшественницею удобно врагов поборали и прогоняли, так что ни один из членов дворянства во многократных битвах не пал: ни от ядер и пуль, ни от смертоносных болезней». В знаменитой битве при реке Березине 16 ноября 1812 г., «промыслом Богоматери, мужественным воинам дружины Тихвинской предоставлено было» спасти серебряную ризу, снятую в Москве с чудотворного образа Тихвинской Богоматери. «Сии воины, окончив компанию, возвратились с предшественницею своею, иконою Богоматери, со славою в град сей, быв встречены вне града с крестами, духовенством и гражданами, в 1814 году июня в 22 день, и с благодарными чувствами пред чудотворною иконою Богоматери; тому же Архимандриту вручили данную им в благословение икону. А вместе с нею благоговейно посвятили и искупленное кровию их серебро и пожертвовали каждый по своей силе денег, всего 1800 рублей, на украшение иконы сей и на создание приличнаго памятника в память бывшаго ополчения». На иконе была сделана надпись: «Возлюбленные братия и соотечественники! Взирая на сие, помяните в молитвах подвизавшуюся дружину воинов за веру и Отечество и сохраните памятник сей до позднейших потомков к подражанию в напутствование самих себя на славу и защиту Отечества». «Тихвинская-Ополченная» икона находилась в Русской Армии и во время Крымской войны в 1855 - 1856 гг. «Доблестные защитники Отечества, подражая примеру дружины ополчения 1812 года, вместе с иконою Богоматери 27 июня 1856 года, чрез начальника дружины ополчения майора Певцова, принесли в дар монастырю 260 рублей серебром». 26 июня (9 июля) 1855 г., в праздник Тихвинской Богородицы, великий полководец Павел Степанович Нахимов за два дня до того, как получил смертельное ранение на Малаховом кургане, исповедовался и причастился перед этим образом и прошел с ним крестным ходом вокруг Владимирского собора в Севастополе.

Как известно, в самом начале Великой Отечественной войны «изрядно смутившийся Сталин [...] призвал к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы; тогда же, продолжает легенда, чудотворная Тихвинская икона Богоматери из Тихвинской в Алексеевском церкви была на самолете обнесена кругом Москвы и Москву от врага спасла. А 9 декабря после первого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому, был освобожден г. Тихвин» (Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Т. 1. М. 1992. С. 16). 5 декабря 1941 г. состоялась знаменитая битва за Москву, и началось долгожданное наступление Красной Армии, вскоре освободившей Тихвин, - так, что не только непокоренную Гитлером Москву, но и «дорогу жизни» на Ладожском озере верующие связывают с Тихвинской иконой: http://expertmus.livejournal.com/64888.html

Относительно датировки самой чудотворной Тихвинской иконы важное значение имеет запись одной симферопольской рукописи, копирующей надпись на обороте с упоминанием греческого иеромонаха Игнатия, написавшего в 1383 г. для Юрия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, икону Тихвинской Богоматери (Ainalov D. Geschichte der russischen Monumentalkunst zur Zeit des Grossfürstentums Moskau. Berlin-Leipzig, 1933. S. 92; Антонова В.И. Неизвестный художник Московской Руси Игнатий Грек по письменным источникам // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР, XIV. С. 569–572). До возвращения иконы в Россию 23 июня 2004 г. можно было судить о древней святыне лишь по 4 цветным иллюстрациям в книге А. Яааскинен. Икона реставрировалась, как известно, минимум четыре раза: в 1636 г. игуменом Тихвинского монастыря Герасимом, потом в середине XVIII в. Дураковым, в третий раз - в 1910 г. Г.О. Чириковым в Москве (http://rublev-museum.livejournal.com/7755.html ), который снял записи и выполнил ретушь, и, наконец, после 1949 г. Как представляется состояние древней живописи после раскрытия оригинального красочного слоя . Г.О. Чириковым и после его ретушей? Хорошо видны большие, сегодня сильно потемневшие, ретуши Чирикова на древнем слое: на головах Богоматери и Mладенца. Множество ретушей круглой формы видны и на гиматии Младенца. Правая рука Одигитрии и левая рука Mладенца (со свитком) сплошь записаны, кажется, уже в 1636 г. и не раскрыты Чириковым. Они совсем другого стиля: это ровный санкирь с белыми пробелами-движками. Тот же слой записи находился и на ликах (отстранен Чириковым), его воспроизводят некоторые списки XVII–XVIII вв., например икона в Музее икон г. Реклингхаузена.

По мнению Ивана Бенчева, продолговатая форма головы Младенца весьма уникальна, и прямые параллели для лика Богоматери найти трудно. И все же авторская живопись с красной обводкой удлиненных носов и больших глаз «никак не соотносятся с последней четвертью XIV в., тем более с русской иконописью ... древняя Тихвинская икона написана, скорее, на периферии Византийского мира в конце XII - начале XIII в., греческим, возможно, кипрским иконописцем. Во всяком случае это не русский памятник».

Вернуться в «Христианство (доступ по запросу)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 74 гостя